Если сломается? Эксперты оценили сервисное обслуживание китайских брендов

За последний год в России увеличилось число обращений за гарантийными работами в сегменте бытовой техники и электроники. По мнению экспертов, это связано с уходом качественных иностранных брендов и ростом продаж отечественных и китайских продуктов. Что делать российскому потребителю и куда обращаться, если его «новая покупка» дала сбой — в материале aif.ru.

   
   

Новые имена

Дефицита в магазинах техники нет, но запутаться в новых названиях марок легко. Пока российский потребитель не в состоянии адекватно оценить новый бренд с точки зрения «цена-качество».

Китайский бренд Haier стал лидером российского рынка холодильников и стиральных машин. Опять китайский бренд Hisense можно встретить в разных товарных группах. Узбекский Artel пока не претендует на лидерство, но уже представлен в большом количестве категорий. Компания «ПОЗиС» из Татарстана (входит в госкорпорацию «Ростех») в прошлом году начала делать холодильники под советским брендом «Мир». Еще одна китайская компания Chuwi специализируется на производстве планшетов и роботов-пылесосов. Rombica — бренд из Сингапура, который представлен в России наушниками, кабелями и другими аксессуарами. Китайский бренд игровых ноутбуков Thunderobot принадлежит корпорации Haier, где справедливо решили, что продавать под одним названием стиральные машины и компьютеры для геймеров будет неправильно.

Китайские игроки готовы заходить на российский рынок стратегически, уверен генеральный директор INFOLine Иван Федяков. «Причем одни из немногих, они активно сопровождают это вхождение рекламными и медийными кампаниями, поддержкой в блогосфере, на телевизионных каналах. Это, безусловно, влияет на уровень их проникновения», — рассказывает эксперт.

А если сломается?

Сервисное обслуживание выстроено еще не у всех брендов, но процесс постепенно идет, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Надо понимать, что европейские марки присутствовали на российском рынке более 25 лет. Эти изменения в одночасье не происходят. Тем не менее сервисное обслуживание есть. Его качество всегда оставляло желать лучшего у всех брендов, а у китайских брендов оно в зачаточном состоянии. Но у нас очень цивилизованная розница, поэтому сервисное обслуживание все равно присутствует. Например, с точки зрения гарантийного обслуживания (1-2 года) проблем нет никаких. Если говорим про более длительные сроки, то проблемы, конечно, возникают. Но техника бывает разная, разного качества, разных ценовых групп», — заключает эксперт.

Новые зарубежные игроки появились на рынке относительно недавно, поэтому пока еще рано говорить о качестве сервисного обслуживания их товаров, говорит Иван Федяков. «Я думаю, что потребители могут столкнуться с определенными проблемами, тем более эта техника не всегда адаптирована для российского рынка, — рассказывает эксперт. — Например, на пульты от телевизора китайцы успели нанести логотипы популярных в России стриминговых сервисов — при этом в соответствии с санкциями в своих магазинах они удалили эти приложения. То есть кнопки есть, а они не работают. Потребители вынуждены устраивать пляски с бубном, чтобы достать эти приложения. Для технически продвинутых пользователей это не составляет труда, для рядовых — эти кнопки, скорее всего, так и останутся красивыми, но неработающими, а не реальным сервисом».

Право на ошибку

Сервисное обслуживание техники китайских брендов происходит довольно рутинно, рассказывает эксперт в цифровой технике и сервисах Сергей Вильянов. «В течение 14 дней, не считая дня покупки, сломавшийся или бракованный аппарат можно вернуть в магазин. В случае каких-то сомнений у продавца может быть проведена экспертиза. После двух недель за ремонт отвечают сервисные центры, имеющие авторизацию производителя. Туда можно обратиться напрямую, не забыв прихватить с собой чек. Некоторые магазины берут взаимодействие с сервисами на себя, тут надо уточнять в каждом конкретном случае», — объясняет эксперт.    
   

Если товар ввезен в Россию по параллельному импорту, гарантийное обслуживание ложится на плечи продавца, говорит эксперт Вильянов. «Последние обычно заключают договор с сервисным центром, обслуживающим все претензии. К сожалению, уровень сервиса может быть очень разным. Продавец может договориться как с авторизованным производителем сервисом, так и с какими-то подвальными рыцарями припоя и паяльника. Поэтому надежнее, конечно, покупать технику брендов, официально работающих в России», — советует эксперт.