Эксперт рассказал, возможен ли мировой голод

Мировым голодом может обернуться ситуация на востоке Украины – глобальный рынок зерна сократится в этом году на 20%, а количество людей, которым не хватает еды с конца февраля уже увеличилось на 440 млн человек, теперь впроголодь по всему миру живет 1,6 млрд человек. При этом зерна предстоящим летом соберут достаточно для того, чтобы прокормить всех нуждающихся, но доставить урожай в Центральную и Северную Африку, страны Азии и Ближнего Востока не получится. Такой прогноз «АиФ» дала завотделом экономики инноваций в сельском хозяйстве Института аграрных исследований НИУ ВШЭ Надежда Орлова.

   
   

«На долю России и Украины в сумме приходится 20-30% поставок зерна на мировой рынок, – сказала она. – Большая часть зерна попадала на экспорт через порты Черного моря, но они сейчас закрыты. В результате объем предложения на мировом рынке в этом году может сократиться на 15-20%».

Поставить тот же объем зерна через другие порты Россия не сможет — там нет нужной инфраструктуры. Кроме того, непонятно, как именно вести груз: санкции на продовольствие не распространяются, везти их в страны Европы или через них можно, но с нашей страной отказались работать крупнейшие контейнерные операторы мира. Возможности же насыпной перевозки очень ограничены, считает Орлова.

Даже если удастся убедить контейнерных операторов помочь нам с экспортом зерна, свободных мощностей у них все равно нет — очередной коронавирусный кризис в Китае привел к тому, что на рейдах портов Поднебесной скопилось множество судов, экипажи которых находятся на карантине. Загруженные на их борта контейнеры простаивают, выпадая из оборота тары.

Еще один крупный экспортер пшеницы — Франция, напоминает руководитель института продовольственной безопасности РУЭ имени Плеханова Михаил Ананьев. Но там в этом году ожидают не слишком хороший урожай — скажется отсутствие удобрений, поставляемых из России.

Возможности вывести зерно по земле не так много: Украина пытается это сделать, но такие поставки возможны в очень ограниченных объемах, рассказал «АиФ» ранее вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Такая транспортировка получается намного дороже морской, а оборот большого количества порожних вагонов способен парализовать сеть железных дорог.

Россия от своих основных внешних рынков сбыта – стран Северной Африки и Ближнего Востока — находится еще дальше. Возможность поставок в Иран через Каспий есть, но быстро нарастить портовые мощности и построить суда для этого не получится. Остается только ждать пока на берегах Черного моря установится приемлемая политическая погода.

   
   

Ранее сообщалось, что Россия готова открыть гуманитарные коридоры для экспорта украинского зерна.