«Нужно иметь в виду, — поясняет Денис Кусков, — что еще в апреле Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) фактически разрешила операторам связи повышать цены на свои услуги в пределах инфляции (по состоянию на 1 августа составила 15,3% — прим. редакции). В этом случае компании не будут подвергнуты проверкам и расследованиям со стороны ФАС, и операторы воспользовались этой возможностью для безболезненного повышения цен. С другой стороны, у телекоммуникационных компаний возникло много дополнительных расходов, связанных с уходом целого ряда производителей оборудования с нашего рынка, со сменой вендоров, усложнившейся логистикой. Это уже отразилось в конечной стоимости услуг, а по итогам 2022 года рост цен на сотовую связь и широкополосный доступ в интернет составит 15-18%.
Потребителю теперь, скорее всего, не стоит ожидать массовых промоакций или скидок при подключении. Борьба за клиента примет другие формы. Абонентов будут привлекать дополнительными сервисами, полезными приложениями, но не сниженными тарифами. Вообще конкуренция за нового абонента трансформируется в удержание уже имеющейся клиентской базы».
Стоит отметить, что удорожание сотовой связи происходит не только из-за прямого удорожания действующего тарифа. Часто маркетологи операторов вводят новые сервисы и дополнительные услуги, использование которых влечет за собой повышенный расход на связь со стороны абонента и повышает выручку сотового оператора, однако формально базовый тарифный план при этом остается неизменным.
Повышение стоимости услуг мобильной связи в пределах инфляции для большинства абонентов выльется в дополнительные 30-100 рублей ежемесячных расходов на сотовую связь и интернет. Конкретная сумма зависит от действующего у абонента тарифа и региона регистрации абонента.
Конечно, для рядового потребителя любое повышение цен как минимум неприятно. Но перед телекоммуникационными компаниями стоят две задачи — обеспечение бесперебойной связи и расширение зоны покрытия. В России до сих пор на части федеральных автотрасс не работают сотовые телефоны. Например, на магистрали «Лена» по состоянию на конец 1-го полугодия у четырех ведущих операторов зона охвата составляет от 3% до 52%, на трассе «Енисей» — от 63,4% до 81,4%. Повышая цены, компании в основном стремятся поддерживать действующую инфраструктуру, инвестиции в расширение отложены на лучшие времена. Нам лишь остается надеяться, что прогнозы эксперта сбудутся, и стоимость сотовых минут и гигабайтов будет расти темпами, не превышающими официальную инфляцию.