В крупных городах доля жителей, которые пользуются услугами курьерских служб, доходит до 80%. Но, похоже, в сфере доставки назревают изменения.
Инициатива от Заксобрания Санкт-Петербурга – штрафовать службы доставки за нарушения их курьерами Правил дорожного движения. Если в Госдуме поддержат питерских коллег, это может не только обезопасить, но и усложнить жизнь. Как курьерам, которых в России более миллиона, так и их клиентам.
Копеечка для бюджета
Люди, работающие с доставкой, – это те, кто всегда «потенциально опаздывает» и летит сломя голову. Особую головную боль пешеходам и автомобилистам приносят те, кто передвигается на электросамокатах и велосипедах. Точной статистики по нарушениям ПДД и авариям с их участием нет. Но проблему признают многие и повсеместно. Один из её компонентов – пострадавшим от действий курьеров крайне сложно получить компенсацию урона.
Одно понятно: наведение порядка может вылиться в копеечку для бюджета. Так, если штраф для велосипедиста за нарушение ПДД составляет 800 рублей, то работодателя курьера на колёсах планируют штрафовать сразу на 30–40 тыс.
Что это за работа такая
Заказы человеку, занимающемуся доставкой, раздаёт электронная система. Их число может быть самым разным. Бывает, что и больше 20 в день. В сфере трудится немало пенсионеров, студентов, мам детсадовских малышей. Но компьютеру неважно, кто перед ним: крепкий мужик или хрупкая девушка. Вероятность получить предложение отвезти пачку салфеток примерно такая же, как и мешок картошки.
Бывает, что маршрутные листы выдаются на сутки вперёд и более – это в основном в компаниях, где возможно оформить предзаказ или где доставка осуществляется ночью и рано утром.
Преодолевать расстояния со своей ношей придётся без скидок на рекордные морозы или проливные дожди. Потому те, у кого есть водительские права и свои автомобили, разбирают вакансии за рулём.
«В Москве курьер на своей машине может получить до 200 тыс. рублей в месяц. Но это если без выходных, с максимальным количеством заказов и скоростью их исполнения. При пятидневной рабочей неделе или графике 2 через 2 выходит 80–120 тыс., – рассказывает Пётр, который работает одновременно на несколько фирм. – В регионах оплата ниже, но и расстояния меньше. Звучит вроде неплохо. Но затраты на топливо и амортизацию ты несёшь сам. Опять же, задержка заказа – штраф». Если собственного транспорта нет, придётся арендовать машину или мопед. В столице неделя аренды мопеда – около 5 тыс. рублей.
В регионах – от 2 до 6 тыс.
Работа пеших курьеров и тех, что ездят на велосипедах и самокатах (крупнейшие компании их предоставляют бесплатно), оплачивается скромнее. «В Москве при полной занятости в среднем может получиться 70–90 тыс. рублей в месяц, в регионах, насколько знаю, до 60 тыс., – продолжает Пётр. – Для пеших курьеров вес заказа обычно ограничен 10 килограммами. Иногда за посылки сверх нормы доплачивают, но это если при трудоустройстве указать, что готов на такое».
Работают «в серую»
Спрос на курьеров вырос в разы во время пандемии, но не наделил их особыми правами (обязанностей хоть отбавляй – своевременно доставить, ничего не разбить, не перепутать). Крупные фирмы или компании, которые осуществляют развоз собственной продукции, могут оформить по трудовому договору. Но большинство курьерских сервисов в штат людей не принимают, а лишь являются платформами, передающими доставщикам информацию о заказе. Прежде всего это удобно для самих сервисов – они не отвечают за работника, не платят налоги и больничные. Есть вариант – оформление на условиях самозанятости. Однако он не подходит для граждан других государств, чья доля среди трудящихся в этой сфере весьма внушительна.
Ещё один вариант развития событий – переложить издержки на самих курьеров в расчёте на безропотность оных. Ну или увести бизнес в тень.
Собственно, курьеры, попавшие в ДТП, всё равно отвечают перед законом на общих основаниях. И именно это должно, по идее, останавливать их от правонарушения. Ответ же на вопрос, почему нарушителя не всегда удаётся поймать или заставить оплатить ущерб, не просматривается в инициативе с введением штрафов для компаний. Ведь если человек официально не оформлен, то даже по суду «вычитать» штраф будет попросту неоткуда.