Деловая миссия РЭЦ в Словакии: движение вверх

Лицом к лицу

Формат деловой миссии РЭЦ подразумевает, в первую и главную очередь, конкретные, точечные бизнес-контакты в области несырьевого экспорта. Участие в такого рода мероприятиях позволяет людям бизнеса решать сразу несколько практических задач. Во-первых, использовать идеально устроенную площадку для позиционирования своих идей, товаров или услуг. Во-вторых, уже обозначив интерес, получить представления о спросе, понять его структуру, оценить уровень востребованности. Наконец, провести встречи «без галстуков» с потенциальными партнерами и клиентами.

   
   

РЭЦ выстраивает свои мероприятия именно в таком алгоритме — в расчете на конкретный конечный результат. Поэтому приехавшим в Братиславу руководителям российских и словацких производственных компаний (Россию представляли 16 брендов от мебельной, деревообрабатывающей, строительной, пищевой и текстильной промышленности, сферы информационных технологий и производства бытовой электроники, а также крупный бизнес в лице РЖД и СИБУРа) было придано грамотное «сопровождение» в лице представителей федеральных и региональных органов власти обеих стран, профессиональных союзов, экспертно-научного сообщества, банковской сферы.

Фото: Российский экспортный центр

Россия обходит США

Словакия — она маленькая, но гордая. В силу безусловного наличия этой самой гордости к России Словакия дышит так, как велят ей национальные интересы, а не популярные мировые тренды. С Россией Словакия тесно дружит и плотно сотрудничает, а такая позиция дорогого стоит. Причем как в прямом, так и в переносном смысле.

Бывший вице-премьер Словацкой республики Ян Чарногурский, ставший одним из спикеров деловой миссии РЭЦ в Братиславе, привел такую удивительную по нынешним непростым временам цифру. Один из последних социологических опросов показал: 75% словаков, которых тестировали на темы сотрудничества в области глобальной безопасности, высказали доверие России, тогда как под защиту США с союзниками «попросились» 25%.

Или такой вот факт: у Владимира Путина и Дмитрия Медведева в обозримом прошлом — четыре визита в Братиславу на двоих, а это, согласитесь, о чем-нибудь да говорит. Как и то, что в 2017 году впервые за последнее время товарооборот между Россией и Словакией наконец вырос. Падал-падал (в 2016-м, например, на 22%), а тут раз — и пошел уверенно в гору, на целых 30% за 9 месяцев.

Директор по международному сотрудничеству РЭЦ Анастасия Иванова имеет полное право считать, что в этом движении вверх есть и скромная заслуга группы РЭЦ. Так она, собственно говоря, и считает:

— В 2017-м мы успешно поддержали целый ряд российско-словацких проектов. Сумма поддержанного экспорта составила порядка 50 миллионов долларов. Верим, что тенденция сохранится: интерес российских компаний к словацкому рынку очевиден, а потенциал этого рынка далеко не исчерпан.

   
   

— Уровень промышленного сотрудничества между нашими странами не пока настолько глубок, как бы этого хотелось, — подчеркнула, в свою очередь, заместитель директора Департамента международного сотрудничества Минпромторга РФ Залина Кобесова, — но зато эти отношения опираются на прагматичную, конструктивную основу...

Фото: Российский экспортный центр

Расчет на РЭЦ

— Особая позиция, которую занимает член ЕС Словакия по отношению к России, подразумевает, наверное, и особую степень давления на нее со стороны партнеров по Европейскому союзу, — вопрос от АиФ.ru торговому представителю Российской Федерации в Словацкой Республике Екатерине Беляковой. — У вас в этой связи есть дополнительные сложности?

— Сложностей всегда хватает, но главное, что у меня есть, — это опыт и возможность сравнивать. До Словакии я возглавляла торгпредство России в Польше и могу заявить однозначно: работать здесь ощутимо проще. Правительство Словакии открыто выступает против антироссийских санкций, позиция бизнеса тоже выражена предельно четко. Для ЕС в целом характерна другая схема, когда правительства ведут двойную игру: с одной стороны, выражают всяческое понимание проблем бизнеса, а с другой, когда дело доходит до голосований, берут под козырек и следуют в русле политики конфронтации.

— То есть если в следующем году товарооборот между нашими странами не вырастет на 30%, а упадет на 20%, вы не удивитесь?

— Слушайте, я давно вообще ничему не удивляюсь, потому что у любого следствия всегда есть объективные причины. Мы здесь для того и находимся, чтобы консолидировать усилия институтов поддержки экспорта и инвестиций. В том числе и с помощью Российского экспортного центра: он может взять на себя роль некоего фильтра, который готовит экспортеров к реальным условиям ведения бизнеса. До сих пор, к сожалению, нередко приходится иметь дело с абсолютно неподготовленными компаниями, которым мы при всем желании просто не в состоянии помочь. Многие свято уверены в том, что стоит им вбросить некую бизнес-идею, как весь мир ахнет и ляжет у их ног. Ничего похожего! Интересы и возможности рынка, риски, особенности местного законодательства — провести предварительную работу людям даже в голову не приходит. В этом смысле мы очень рассчитываем на РЭЦ. На то, что заинтересованные в словацких рынках компании будут обращаться в центр, центр будет их готовить, а мы, включаясь уже на месте, — работать с администрациями, помогать искать партнеров, сопровождать проекты. Надеемся, что так и будет.

Фото: Российский экспортный центр

Миссия в Словакии - далеко не единственная для РЭЦ. На 2018 год запланировано еще несколько мероприятий в таком же формате.