Цифра для алкоголя. Зачем нужна маркировка напиткам с градусом?

pixabay.com / pixabay.com

Цифровая маркировка стала уже привычным явлением для России, несмотря на то, что появилась она несколько месяцев назад. Сегодня от Минпромторга появилось предложение ввести цифровую маркировку в отрасли алкоголя. Как считают чиновники, это позволит упорядочить рынок и защитить конечного потребителя от контрафакта. Начать планируют с пива, а затем распространить по другим алкогольным напиткам.

   
   

«Из пока не затронутых экспериментами позиций считаем важным зайти с маркировкой в сегмент алкоголя, чтобы защитить нашего потребителя. Это важно, поскольку данная сфера особенно подвержена контрафакту и фальсификату. Мы предлагаем начать с пива и дальше масштабировать проект на другие алкогольные напитки», — заявил глава министерства промышленности и торговли Денис Мантуров на совещании у президента. Затем он попросил главу государства поддержать эту инициативу.

Рынок в тени

Пятая часть рынка товаров и повседневного спроса приходится на долю алкоголя. При этом пивной рынок в 2019 году вырос. Однако сейчас даже пивовары отмечают, что столкнулись с проблемой контрафакта. Об этом рассказал СМИ руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. «По нашим оценкам, до половины продукции находится в теневом обороте»,  отметил эксперт.

Как отмечают в Росалкогольрегулировании, в 2019 году из 1295,2 тысячи декалитров алкоголя, проверенных специалистами, около 40% отнесли к рынку нелегальной продукции. И этот рынок неоднороден. Так, например, на малых производствах не требуется ставить счетчики. К числу таких относят производителей до 300 тысяч декалитров в год, то есть 3 миллиона литров. По разным оценкам, таких пивоварен — от 850 до 1100 предприятий, за 2019 год их число выросло на 3,6 процента. При этом сколько на самом деле они выпускают продукции, точно определить нельзя, так как такие системы работают вне контроля. И эти «крафтовые» пивоварни продают ставшее популярным пиво в кегах, которое разливают не только в барах, но и массово в небольших торговых точках.

По некоторым оценкам, доля игроков такого плана увеличивается  увеличивается и количество их, и объемы продаж. Сейчас они занимают 28,2 процента против 24% пару лет назад.

Если говорить о крупных и средних производителях, то у них одним из наиболее частых нарушений называют производство в третью смену. Незаконный оборот выражен т. н. «неучтенкой». В этом случае от легального производителя на рынок поступает больше продукции, чем заявлено в отчетах, предоставляемых контролирующим органам. И сколько такой продукции на рынке, также предсказать невозможно. При этом можно только предполагать, что эти цифры довольно значительны.

   
   

Если говорить про пиво, то контрольные и правоохранительные органы фиксируют по регионам рост продаж нелегального пива. Имеется в виду, что с него не уплачивается акциз. С точки зрения простого обывателя акциз, понятно, не особо интересен. Тут, скорее, речь про то, что конечный потребитель не знает, в каких условиях производится это пиво. Масштабы же выявляемого огромны. К примеру, в одном только Владимире изъяли 219 тысяч литров пива и пивных напитков без документов. На долю нелегального рынка отводят 5-12% в зависимости от региона. Если измерять эти цифры в потерянных налогах, то ущерб доходит до 22 млрд рублей в год. Такие сведения приводит «Коммерсант», получив их по запросу в Минпромторге.

Еще одна категория, которая беспокоит экспертов,  пивные напитки. «Это вообще отдельная тема. То есть это вообще полностью нелегальная продукция, как правило, она продается в пластиковых бутылках»,  отметил Павел Шапкин.

Регионы также озвучивают свои жалобы по данному поводу. Они отмечают снижение официального производства и рост нелегального оборота. «Во время проверок мы изымаем огромное количество неучтенного нелегального пива, доля которого в обороте составляет около 30 процентов»,  рассказал министр промышленности и торговли Самарской области Михаил Жданов. И для добросовестных производителей на этом фоне нарушается конкуренция.

Более ранние меры

Маркировку пива практикуют за рубежом  она есть в Бразилии, Грузии, Турции, Малайзии. И в этом случае, как видно на практике, поступления в бюджет при легализации рынка увеличивается на 15-20%. Отмечается, что обеление рынка даст положительный эффект, а прибыль легальных производителей вырастет на 2,5-3 млрд рублей в год. Кроме того, увеличится и количество рабочих мест. Качество продукции также увеличится.

Другие отрасли, где уже введена маркировка, показывают, что такая мера не повышает себестоимость товара  максимум на 1,5%. А значит, нет риска роста цен для покупателей. Да и опыт России это подтверждает. Ни в одной из сфер, где подключили маркировку товаров, цены не выросли. Зато добросовестные продавцы и производители получили максимум пользы после исчезновения серых конкурентов.

Положительное влияние маркировки отметили премьер-министр Михаил Мишустин и глава Минпромторга. До введения маркировки рынок меховых изделий оценивался в 6 миллиардов рублей, а сейчас — в 60 миллиардов рублей, а введение маркировки на рынке обуви показало, что экспертная оценка в 400 миллионов пар занижена — с начала года в оборот поступило 1,3 миллиарда пар обуви. Министр торговли также сообщил, что за первые семь месяцев 2020 года удалось увеличить на 54 миллиарда рублей поступление в казну от табачных акцизных сборов, а в отрасли появилось 10 новых производителей.

Сложное решение

Пивовары со своей стороны не особенно приветствуют идею маркировки, отмечая, что в их отрасли нет проблем с нелегальным оборотом. Эксперты и власти поддерживают подобную меру, чтобы и сохранить здоровье россиян, и бороться с нелегальным оборотом, и сокращать количество коррупционных схем. Люди тоже должны знать, что все находится под контролем. «Очень важно сейчас наводить порядок для того, чтобы люди были уверены в том, что вся наша продукция маркируется, что все под контролем, что органы Роспотребнадзора и другие надзорные органы имеют возможность расширять степень своего влияния и контролировать всю продукцию, — сказал депутат в интервью РИА Новости. — В итоге мы будем сохранять, с одной стороны, здоровье наших граждан, с другой стороны, будет решаться задача противодействия этим негативным проявлениям, в том числе и коррупционным».

Маркировка пива позволит избежать просрочки и дифференцирует на рынке пиво от пивного напитка, считает член комитета Госдумы по охране здоровья Александр Петров. «Маркировка пива — это абсолютно верно, потому что человеку при вгляде на этот знак будет понятно  это пиво или пивной напиток. Второе — оно просрочено или нет. Это очень важные параметры, когда человек, не разбираясь, может не увидеть», — сказал Александр Петров РИА Новости.

По мнению главы «Трезвой России» Султана Хамзаева, маркировка может выправить ситуацию на алкогольном рынке, где, по экспертным оценкам, 50-60 процентов продукции — контрафакт.