В июле, по данным Росстата, производители снизили цены на бензин на 0,8%. Тем не менее, на заправках стоимость топлива выросла — на 0,2%. Розничные цены в среднем по России были выше цен производителей в 2,1 раза (для сравнения: в июле прошлого года разница составляла 1,9 раза).
Осенний сценарий
Осенью прошлого года стоимость горючего подскочила так сильно, что правительству пришлось договариваться с нефтяниками о заморозке цен на бензин. Соглашение действовало сначала до марта, потом было продлено до 1 июля. Нефтяники сдерживали рост цен, а взамен получили от государства снижение норм поставок топлива на внутренний рынок, а еще бюджетные субсидии.
В прошлом месяце заморозку решили не продлевать. Судя по статистике, цены на горючее выросли в пределах инфляции. Дело в том, что для стабилизации цен на бензин и дизельное топливо был принят закон, предусматривающий демпфирующий механизм. Означает это следующее: если экспортная стоимость топлива выше внутрироссийской, то государство компенсирует нефтяникам разницу в цене — за счет этого производители бензина и дизтоплива не повышают розничные цены, для потребителей. Если же внутренние цены выше экспортных, нефтяники должны поделиться прибылью с государством.
Как заявил президент Владимир Путин, совсем ограничивать цены на горючее рискованно. «Совсем завинтить, задушить — это очень опасно, потому что тогда не будут вкладывать средства в предприятия по переработке нефти, и это в какой-то момент может дать очень большой всплеск цен», — цитирует главу государства ТАСС.
«Никаких предпосылок для заметного изменения осенью розничных цен нет. Все будет в пределах инфляции. Коллизии, которые наблюдались на рынке в прошлом году, поутихли. Резкого повышения спроса, как и резкого повышения предложения, тоже ожидать не стоит», — добавляет он.
По его оценке, наиболее заметным подорожание бензина и дизельного топлива будет в ноябре, когда наступят серьезные холода. «Впрочем, правительство может предпринять меры по их сдерживанию, подобно тому, как было в ноябре прошлого года», — не исключает он.
По наблюдениям Леонида Хазанова, наиболее активный рост цен на горючее обычно происходит в Сибири и на Дальнем Востоке. Дело в том, что там мощности по переработке сырья ниже, чем в европейской части России. Цена топлива зависит в том числе от стоимости транспортировки и отдаленности населенных пунктов.
Артем Скворцов отмечает и такую деталь: в рознице топливо дорожает в первую очередь на тех автозаправочных станциях, которые располагаются ближе всего к нефтеперерабатывающему заводу. «Это вызвано тем, что в регионах, которые находится близко к нефтеперерабатывающему заводу плечо доставки маленькое. Топливо фактически с завода поступает на АЗС. В регионах, удаленных на 500-1000 километров от нефтеперерабатывающего завода, топливо может продаваться по старым ценам, пока к ним только еще двигается топливо по новым ценам. Топливо по новым ценам поступит к ним в пределах полутора-двух недель», — подчеркивает Скворцов.
Смотрите также:
- География подорожания. Где в России сильнее всего вырастут цены на бензин? →
- Холод растопит цены. Насколько может подорожать бензин этой зимой? →
- Бензин снова начал дорожать. ФАС уже не поможет? →