Бюджет захлёбывается от денег. Но цены на бензин вырастут?

Зачем повышать налоги?

О ценах на топливо в России говорили на круглом столе в ТАСС 31 октября, где собрались известные эксперты. Начали с налогового манёвра, получившего сейчас не предполагаемый изначально поворот в виде очередного повышения акциза, который с нового года, по замыслу правительства страны, должен вырасти в 1,5 раза.

   
   

«Минфин недавно похвастался, что бюджет будет профицитным. Зачем тогда делать то, что делает правительство, если необходимости в этом нет?», — не понимает директор Центра политической информации Алексей Мухин.

«Помню, правительство намеревалось получить 1,6 трлн руб. от налогового манёвра за 6 лет. Но только за год получит 3 трлн руб.! А ведь будет ещё и 2020 год», — пояснил цифрами необоснованность правительственного решения экономист Никита Кричевский.

«Правительство столкнулось с явлением, когда захлёбывается от денег, — считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. — Неиспользуемые остатки федерального бюджета превышают 4 трлн руб.». 

Когда в бюджете много денег, пояснил он, правительство обычно снижает налоги — если оно хочет, чтобы экономика страны развивалась. Но если задача другая — уничтожить экономику, то налоги, конечно, нужно повысить. 

«Правительство с нового года повышает сразу три налога, — пояснил гендиректор компании „ИнфоТЭК-Терминал“ Рустам Танкаев. — НДС — это плюс 50 коп. к цене 1 литра бензина, НДПИ — это плюс 1 руб. и акциз — плюс 5,5 руб. Всего — 7 руб. И предлагают всё скомпенсировать непонятным „обратным акцизом“. Эта идея достойна шнобелевской премии». 

По поводу переговоров, которые правительство ведёт с нефтяниками, этот эксперт высказался не менее красноречиво: «Договариваться с руководителями нефтяных компаний о том, чтобы они зафиксировали цены на бензин, в стране с рыночной экономикой, всё равно что договариваться с руководством Академии наук о том, чтобы оно отменило закон всемирного тяготения».

   
   

Курс на революцию?

Обрушение курса рубля на фоне роста мировых цен на нефть и так создало раздражённость на рынке. Не обременённые социальными обязательствами компании стали увеличивать поставки за рубеж в ущерб отечественному рынку, причём туда гонят в основном сырую нефть, поскольку именно переработка при нынешнем налогообложении стала, по словам экспертов, убыточной. А непродуманные намерения правительства только усиливают царящую на рынке вакханалию.

Так называемые независимые АЗС нагнетают ситуацию, пытаясь выловить рыбку в этой мутной воде. Отсюда и дефицит топлива в некоторых регионах, и скачки цен до 70 руб. за литр.

Участники круглого стола сами замечали, как разговор то и дело от экономических проблем переходит к социальным. Но без этого не получалось, ведь цены на бензин — отнюдь не только экономическая тема. И так уже потребление топлива на душу населения в России ниже, чем в Канаде (стране с аналогичными климатическими и географическими условиями), в 4 раза.

По словам Танкаева, который и привёл это сравнение, сокращаются поездки на автомобилях из региона в регион, и не только личные. Возить небольшие объёмы товаров тоже становится невыгодным. Это убивает малый бизнес и повышает социальное напряжение. 

«В ситуации, когда рынок находится в напряжении, мы получим повышение цен на топливо на 7-8%. Как отреагирует население? Понятно как — вспомните последние выборы», — сказал эксперт. 

«Правительство взяло курс на революцию. По-другому объяснить его логику у меня не получается», — добавил Делягин. 

Танкаев пояснил, что сейчас доля налога в цене бензина — 71%, а с нового года при новых акцизах поднимется до 75%. «Главный выгодополучатель от продажи бензина — правительство», — считает он.

Так кто тогда должен сдерживать цены? Тем более что выгода от налогового манёвра в таком его виде не сопоставима с триллионами доходов бюджета. Она, по расчётам «ИнфоТЭК-Терминал», составит по бензину 300 млрд руб., по дизелю — 150 млрд руб.

«Обратный акциз» что «отрицательный рост»

Правительство в ответ на доводы нефтяников всё же собирается компенсировать чрезмерную налоговую нагрузку через... демпфирующий механизм, а попросту обратный акциз, т.е. возврат части этого косвенного налога. Экономисты Кричевский и Делягин сравнили это определение  «обратный акциз»  с таким же несуразным, но тоже употребляемым правительственными чиновниками «отрицательным ростом».

Эксперты в ходе обсуждения предложили свои варианты выхода из нынешней ситуации. В том числе отменить акциз вообще, а полагающуюся от него Дорожному фонду долю перечислять напрямую — к примеру, в виде субсидии. Или отменить налоговый манёвр и отвязать НДПИ от мирового рынка — почему цены в России зависят от цен на мировом рынке? Или сохранить налоговое обременение нефтянки на нынешнем уровне, приняв предложение «Роснефти» о том, что 17,5% топлива все его экспортёры должны продавать на внутреннем рынке. А уплату акциза перенести на «колонку» — чтобы не требовалось вводить бессмысленные «обратные акцизы».

«Я уверен, что правительство будет искать способы эту ситуацию решить. Думаю, какие-то демпфирующие механизмы будут найдены, но когда это произойдёт? По-хорошему, это надо сейчас делать. По-плохому, решение будет найдено после того, как возникнет социальный кризис», — считает Танкаев. 

Кстати

В тот же день, 31 октября, «Роснефть» — крупнейшая нефтяная компания страны и одновременно крупнейший оператор розничного рынка — опубликовала официальное заявление, в котором сообщила, что все её АЗС работают бесперебойно, а «запасы моторных топлив достаточны для обеспечения собственной розничной сети, а также осуществления биржевой торговли». 

«Роснефть», отмечается в заявлении, «неукоснительно соблюдает достигнутые договорённости по поддержанию цен в рознице на уровне 30 мая 2018 года». К тому же компания нарастила объёмы реализации на собственных АЗС. «Так, в октябре 2018 года объём поставок вырос: по автобензинам на 6-8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по дизельному топливу — на 42-48%». При этом компании удаётся в полном объёме обеспечить возросший спрос. 

«Доля экспортных поставок бензинов не превышает 2,3% от объёма производства бензинов класса „Евро-5“, что является минимальным показателем по отрасли», — говорится в заявлении.

«Мы готовы на радикальный революционный шаг: наше предложение обязать компании поставлять на переработку на российских НПЗ 17,5% всего добытого сырья, хотим дополнить обязательством реализовывать на бирже все полученные из этого объёма нефтепродукты, — уточнил позже пресс-секретарь „Роснефти“ Михаил Леонтьев. — Но только если биржа готова квалифицировать своих участников, чтобы это были реальные розничные сети, а не оптовики, трейлеры, перекупщики, посредники». 

А ранее крупнейшая НК России направила правительству свои предложения по стабилизации ситуации на топливном рынке. В их числе установить всем нефтяным компаниям квоты по поставкам на отечественные НПЗ — пропорционально добываемым в России нефти и газового конденсата, а также определить объёмы реализации моторных топлив на внутренний рынок и включить соответствующие обязательства в лицензии на пользование недрами. Размер квоты «Роснефть» предложила рассчитывать как отношение потребляемых в России нефтепродуктов к объёму добычи нефтяного сырья и установить его на уровне 17,5%.