«Увеличение предельного отклонения фактических оптовых цен на моторное топливо при расчете демпфера никак не скажется на ценах на бензин и дизель на АЗС, — говорит эксперт. — Это решение может сказаться лишь на биржевых котировках на нефтепродукты, но у нас нет прямой связи между стоимостью топлива в опте и в рознице. Цены на АЗС формируются в основном отдельными соглашениями между крупными нефтекомпаниями и правительством и, как правило, при любой ситуации удерживаются в пределах общей инфляции».
Механизм со сложным названием «топливный демпфер» призван поддерживать ценовую стабильность на бензин и дизель на внутреннем рынке. Когда стоимость нефтепродуктов на внешних рынках существенно выше, чем на внутреннем, то государство доплачивает нефтяникам упущенную выгоду, и тем самым стимулирует поставки отечественным потребителям. И, наоборот, если внутренние цены взлетают выше экспортных, то уже нефтекомпании перечисляют часть сверхприбыли в бюджет.
Сейчас нефтяники не получают от государства выплат в рамках топливного демпфера, если на внутреннем рынке резко, более чем на 10% в месяц, увеличиваются оптовые цены на бензин и на 20% — на дизель. В Минфине предлагают поднять эти индикаторы сразу на 10% каждый. «Мы согласны с тем, что с учетом обстановки на рынке можно диапазон сразу сделать 20% по бензину и 30% по дизтопливу, — заявил журналистам замминистра финансов Алексей Сазанов. — При этом распространять это ретроспективно или нет, надо решать исходя из ситуации с бюджетом».
Если такие изменения в расчет формулы демпфера будут приняты, то при месячном росте топливных цен, например, на 18%, нефтяники уже не получат выплат, и стоимость нефтепродуктов продолжит рост. С одной стороны, это поможет перерабатывающим предприятиям, слишком часто страдающим последнее время от внеплановых остановок на ремонт, стабилизировать свое финансовое положение. С другой стороны, конечно, это может подтолкнуть цены к росту, но не в рознице, а лишь на бирже. Да и то с натяжкой.
«Время для изменения в формуле расчета демпфера выбрано неслучайно, — указал Фролов. — У нас заканчивается сезон высокого спроса на топливо, потребление бензина и дизеля в ближайшие месяцы будет только снижаться, соответственно, и давление на цены существенно снизится».
Ранее эксперты объяснили aif.ru, сколько будут стоить бензин и дизель на внутреннем рынке.