Михаил Леонтьев: «Выживут «дегенераты и недоумки», которые занимаются производством»

Вопросы мы адресовали публицисту, известному тележурналисту Михаилу Леонтьеву.

   
   

Мир, спирт, май

Михаил Владимирович, неужели отъём денег у одних в пользу других способен спасти американскую экономику?

— Социальное перераспределение в Европе давно считается нормой, а в Америке становится нормой только сейчас. Их антикризисные программы сводятся главным образом к началу регулирования свободным рынком. Эти меры нельзя назвать полностью бессмысленными, но они крайне поверхностные.

Ни для кого не секрет, что Америка, печатая доллары, по сути, живёт за чужой счёт. Как мир ей это позволил?

— Да потому что мировая экономика глобальна, создана американцами, это и есть американская экономика, а другой нет. Мы все, после того как рухнула советская система, начали играть в эту глобальную экономику, причём на самом примитивном уровне. Нас пустили туда с заднего крыльца — с сырьём. Более того, если за последние годы Россия сумела выстроить какие-то механизмы самостоятельной политики в военной, политической и дипломатической областях, то финансовая сфера как была создана во времена ранних реформаторов — при полной зависимости от американской, так и осталась. И самое главное, чего не сделано: мы внутри финансовой системы не создали механизмов, защищающих нас от внешних потрясений. Не существует на сегодняшний момент такой валюты — рубль. Рубль — это дериватив (производное. — Ред.) доллара. Доллар же — сам по себе дериватив неизвестно чего. Вся стабильность рубля построена на запасах доллара. А поскольку американская валюта печатается как угодно и в любых количествах, то наша заначка ничего не стоит. Помните, глава Минфина А. Кудрин пытался говорить, что мы спасём американскую экономику нашими огромными резервами? Да они способны напечатать необходимые купюры в течение 15 секунд. Очень им «нужны» наши деньги… Проблемы финансовой безопасности игнорировались Минфином либо по глупости, либо умышленно. И поэтому мы оказались более уязвимы, чем многие другие.

Экономисты пророчат, что наступивший год будет хуже прошлого; другие, наоборот, внушают оптимизм. Кому верите?

— Замечу, что из пяти нобелевских лауреатов последнего времени трое награждены за доказательство невозможности того, что сейчас всё же происходит. Ладно, пусть не извиняются. Но деньги назад верните, а?! Они по сути являются проходимцами, но их считают гуру. Зато те, кто 6 лет этот кризис предсказывал, считаются маргиналами.

Теперь об оптимизме. Мировые регуляторы делают всё, чтобы отсрочить дефляционный шок, который остался в памяти с 1929 г. Но предотвратить его не получится. Потому что нельзя накачивать экономику необеспеченными деньгами, да ещё в таком немыслимом количестве! Ведь именно это «накачивание» и есть единственная фундаментальная причина кризиса. Это всё равно что лечить алкоголика ударной дозой спирта.

   
   

Мировая экономика — в хосписе, дожидается, пока обезболивание перестанет действовать. И можно сколь угодно внушать оптимизм, но мы получим фактическую реализацию кризиса где-то в апреле — мае. Тогда начнёт разрушаться мировая система расчётов. Как это будет развиваться, никто не знает. Потому что этот эксперимент на живом теле экономики никто никогда не проводил. В возможность стабилизировать ситуацию я не верю. Потому что главному регулятору — США — пришлось бы тогда пожертвовать собой ради всего человечества, начав жить не за чужой счёт, а по средствам, что для них равнозначно катастрофе. Не потому, что они злые и жадные. А потому, что они так выстроили свою систему, что «назад» она не работает. Это и есть системный кризис.

Все страны дали понять, что негативно относятся к протекционизму (препятствиям для иностранных товаров). Однако отсутствие этого неравенства грозит нам другим минусом — в борьбе с кризисом мы теряем самостоятельность. Неужели нам и вправду придётся ждать, пока они там у себя наведут порядок и конец кризиса по цепочке когда-нибудь и к нам докатится, как и его начало?

— Идея о том, что кризис общий, поэтому все из него должны выходить вместе, мягко выражаясь, крайне вредная. Мы войдём в этот кризис с ними вместе, а потом нас в темноте там удавят! Протекционизм и деглобализация неизбежны. Будут сформированы некие «суперострова» — с финансовой, цивилизационной, политической и экономической точек зрения. И Россия выживет, если сумеет стать таким островом. Мы можем взаимодействовать с другими, но примкнуть к ним — нет. Наша страна представляет собой очень «вкусное» геоэкономически и геополитически решающее пространство. И если мы будем слабыми, если мы сами не будем магнитом, то остальные магниты нас просто разорвут.

Может ли кризис такого масштаба ограничиться лишь экономикой?

— Нет. Даже из гораздо меньшего кризиса 1920-х годов мир вышел только с помощью Второй мировой войны. Лучший способ сублимировать экономические проблемы — это конфликты политические и военные. При том, что у Америки экономическая сила, можно сказать, исчезла, а военная — нет. Сомневаюсь, что спортсмен, у которого отвалилась правая рука, но по-прежнему мощная левая, не будет работать левой. Единственное, что позволяет предположить, что не будет глобальной войны, — это средства ответного удара — российская ядерная мощь. Хотя и сейчас шанс избежать цепи локальных конфликтов, которые будут угрожать перейти во что-то более глобальное, невелик. Ну, вот рухнет Украина, расколотая надвое геополитически и культурно. Неужели «оранжевые», которые в значительной степени ответственны за то, что их страна бежит на километр впереди общемирового кризиса, смогут удержаться от использования антироссийской карты? Сейчас ещё этот газовый вентиль… самое время, да?! Скрежет закрываемого вентиля — это очень хороший повод для того, чтобы под него списать украинский дефолт. А если там будут какие-то эксцессы, разве Россия сможет остаться безучастной?

Олигархи исчезнут

С какими из принимаемых мер вы категорически не согласны?

— Не согласен с мерами, которые не кажутся глобальными, но хорошо показывают, я бы сказал, умственную неустроенность наших финансовых властей. Если принято решение пополнять экономику деньгами, если надо предотвратить спад производства, тогда зачем ставку рефинансирования (процент, под который ЦБ даёт кредиты. — Ред.) повышать? Зачем глумиться над людьми, заявляя, что это делается для предотвращения оттока капитала? Они что, не понимают, что он утекает в страны, где ставка от 0 до 2%? А у нас только базовая — 14%, значит, реально кредиты можно получить под 18%. Как вы в кризис окупите такой кредит, вы что, совсем дурные? Значит, вы просто хотите прекратить деятельность кредитной системы. Это всё равно что кормить ребёнка, давя ему на горло, при этом удивляясь, чего это он не ест и синеет. Если вы уже поняли, что борьба с инфляцией в настоящий момент — дурость, так прекратите ставку задирать.

Второй момент — это поддержка фондового рынка. Не факт, что он вообще нужен, потому что непонятно, что он регулирует. На самом деле это казино, негативно влияющее на макроэкономику. И сейчас в России поддерживать фондовый рынок — это кража. Всё равно что черпать воду решетом: как только на этом рынке что-то поднимается, прибыль фиксируется, и деньги тут же вывозятся за рубеж, и затем всё опять падает.

В 90-е годы пустые полки латались челноками, а управленческая неопытность родила олигархов. Что знакового появится в наше время?

— В наше время олигархи исчезнут. Произошла естественная и в чём-то справедливая ренационализация. Помните, кричали: нынешний век — это век услуг, а только дегенераты и недоумки занимаются производством. А ведь именно эти «дегенераты и недоумки» и выживут.

Досье

Михаил Леонтьев, журналист. Родился в 1958 г., с 1997 г. — руководитель и ведущий программы «На самом деле» (ТВЦ). С 1999 г. — ведущий программы «Однако» (1-й канал). С 2007 г. — главный редактор журнала «Профиль». Имеет троих детей, одну внучку.

В прошлом году Михаил Леонтьев побывал в гостях у AIF.RU и ответил на вопросы читателей.

Текст беседы можно прочитать ЗДЕСЬ.

Другое интервью с Михаилорм Леонтьевым, где журналист говорит о причинах финансового кризиса, борьбе с коррупцией, о Южной Осетии, расширении НАТО на восток и многом другом, читайте ЗДЕСЬ.