Для этого сейчас разрабатывается целый пакет антикризисных законов. Один из них — проект изменений в федеральный бюджет на 2008-2010 годы, находящийся сейчас на рассмотрении Госдумы, разработанный Счетной палатой. Представляя этот документ на заседании парламента, председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин подробно остановился на его существенных деталях.
Он отметил, что внесение изменений в бюджет текущего года, прежде всего, обусловлено необходимостью реализации поставленных Президентом задач по поддержке финансовой системы страны в условиях углубления мирового финансового кризиса. Самое важное — обратить внимание на финансовый и фондовый рынки. Так, на мероприятия по страхованию операций Сбербанка России, ВТБ и Газпромбанка на фондовом рынке предусмотрено выделить 75 млрд рублей, а на поддержку рынка ипотечного кредитования — 60 млрд рублей. Из антикризисных мер Госдума уже одобрила предоставление коммерческим банкам субординированного кредита на срок до 2019 года в размере до 950 млрд рублей.
— На мой взгляд, эта мера очень важна, так как должна способствовать формированию внутренних источников долгосрочного финансирования российской экономики, — заявил Степашин. — У банков появляется возможность получать «длинные деньги» внутри страны, что в условиях мирового финансового кризиса позволит повысить степень самостоятельности финансовой системы России от международного рынка капиталов. Эту же задачу должно решить выделение российским банкам и корпорациям 50 млрд долларов США из международных резервов для погашения и обслуживания иностранных займов. Как вы помните, Счетная палата в последние годы в своих заключениях неоднократно обращала внимание на риски, связанные с неконтролируемым ростом совокупного внешнего долга, а также необходимость развития механизмов внутреннего кредитования российской экономики. По нашим расчетам, объем совокупного внешнего долга нашей страны составил 560 млрд долл.
Всего пакетом антикризисных мер предусмотрено выделение на стабилизацию российского финансового и ипотечных рынков более 4 трлн рублей, из них почти 2,3 трлн рублей — из федерального бюджета. Деньги немалые. Теперь важно, чтобы эти средства не скапливались на счетах крупных банков с госучастием. Доступ к ним должны получить и региональные финансовые структуры, и реальный сектор экономики. Сегодня он уже начинает испытывать трудности с получением кредитов. Это в конечном итоге может отрицательно сказаться как на темпах экономического роста, так и на социально-экономической и политической ситуации в стране в целом.
Поддержка реального сектора экономики станет стимулом и для сдерживания цен, отметил Степашин. Поэтому еще более актуальной становится задача увеличения прозрачности и эффективности бюджетных расходов инвестиционного характера. Особого внимания требуют расходы на проведение Олимпиады в Сочи, которые в данном законопроекте увеличены на 23 млрд рублей. По мнению Счетной палаты, расходы на Олимпиаду, по возможности, в законе о бюджете и отчете об его исполнении нужно выделить в отдельное приложение.
Исполнение расходов инвестиционного характера и по сей день остается самым «узким местом». Так, например, за 7 месяцев текущего года федеральные целевые программы (ФЦП) исполнены только на 36% от запланированных на год. При этом по пяти ФЦП (10% от общей суммы расходов на эти программы) реализация программных мероприятий вообще не осуществлялась, по 13-и ФЦП (26% от общей суммы расходов на эти программы) исполнение составило менее 20% годовых бюджетных назначений. И это, конечно, является самой серьезной проблемой, с которой столкнулся сегодня реальный сектор экономики.
— И, наконец, хотел бы обратить внимание еще на такую нерешенную проблему, как налаживание должного учета государственных взносов в уставные капиталы акционерных обществ и других активов, которые входят в имущество казны, — отмечает Степашин. — Этот вопрос в нынешних условиях особенно актуален, так как в ближайшее время в собственность государства должны перейти акции многих негосударственных компаний в виде залога за предоставляемую им финансовую помощь. По мнению Счетной палаты, для решения этой задачи было бы целесообразно объединить в одном лице (Росимущество) уполномоченного собственника акций и главного распорядителя бюджетных средств, выделяемых на эти цели.
Смотрите также:
- Президент Казахстана озвучил свою версию антикризисной программы →
- Банк России увидел риски эскалации антироссийских санкций →
- Предложения России к саммиту «Группы двадцати» в Лондоне →