В последнее время эта проблема становится актуальна не только для рекламы, но и для нэйминга — то есть для названий товаров и марок. Не зря же говорится: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет» — и производители этим пользуются; правда, иногда эта их «лодка» просто не укладывается в нормы морали и этики. Причём, массовая публика, как ни странно, воспринимает провокационные или неоднозначные словечки и слоганы «на ура» (и порой даже этого не замечает), но у части аудитории они всегда вызывают (и будут вызывать) возмущение и негатив.
Причины бывают разные; зависит от того, с какими «тонкими материями» решили проиграться маркетологи. Наиболее вероятные последствия таких «игрищ» — оскорбление личного достоинства, ущемление прав национальных меньшинств, высмеивание религиозных взглядов верующих различных конфессий и т. п. Примеров — много, и наверняка любой сможет вспомнить хотя бы пару случаев, вызвавших, как говорится, «широкий общественный резонанс» по всему миру.
Вот недавняя история: конфликт между табачной компанией и одной из христианских конфессий. Суть заключалась в следующем: производитель выпустил сигареты под названием «Святой Георгий» — и зарегистрировал соответствующий товарный знак в установленном законом порядке. Представители конфессии обратились к компании с требованием прекратить производство и распространение такого продукта, оскорбляющего чувства верующих (т. к. Георгий Победоносец — один из самых известных и широко почитаемых христианских святых). А главная претензия заключалась в том, что (цитирую) «под названием продукции стоит и надпись — „Курение убивает“. Великий Святой Великомученик — Георгий Победоносец, — еще и „убивает“ наших граждан? Это, вообще проходит по статье „разжигание межнациональной и межрелигиозной розни“».
Попробуем разобраться — кто тут прав, кто виноват.
Давным-давно, в 1883 году на международном уровне была принята Парижская Конвенция об охране промышленной собственности. СССР как правопредшественник России ратифицировал эту Конвенцию в конце
Этим нормам международного права до сих пор следует и отечественное гражданское законодательство, фактически воспроизводящее Конвенцию в этом вопросе: «Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, а также обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия». Нравится нам этот или нет — все мы живем по закрепленным законом «правилам игры». Государство в Конституции гарантирует каждому из нас тот незыблемый костяк личных прав и свобод, на которых основываются устои жизни нашего общества и отношения внутри него. А в случае нарушения этих «правил» каждому гарантирована судебная защита его ущемлённых свобод или прав. Так что любой — в том числе и представители религиозной конфессии, — кого оскорбляет товарный знак или название сигарет (алкоголя, детского питания — категория товара не имеет значения), вправе обратиться в суд и в судебном порядке отстаивать нарушенные права и добиваться справедливости. А уж там как суд решит.
Лично я считаю, что право и мораль неизменно следуют вместе. И право основывается, прежде всего, на традициях, обычаях и устоях, сформированных в обществе и отражающих его нравственную, моральную и этическую зрелость. А не на новомодных течениях и «свободе мысли», или творчества, или маркетинга, или чего-то там ещё. Общественная культура — я бы даже сказал, массовая культура, — является показателем имеющихся в обществе ценностей и степени его духовности. Так что развитие и становление правовой системы государства — и то, насколько эта система будет отвечать нормам общечеловеческой морали — зависит только от масс, то есть от нас с вами — целиком и полностью.