Последним, пожалуй, «отжёг» президент Федерального резервного банка Сент-Луиса Джеймс Баллард, который заявил, что «схлопывание пузыря на рынке недвижимости значительно понизило американский ВВП». Цитирую:
«Надо понимать, что за прошедшие пять лет динамика потенциального ВВП Америки была продиктована следующими факторами. Наша экономика испытала сильнейшее потрясение от того, что уровень благосостояния резко упал. В частности, ценность жилья — и его цена (будем разделять эти понятия) — в среднем понизилась на 30% в
Ну ничего себе. Я частенько сталкиваюсь с тем, что люди путают понятия спроса и предложения. Они говорят: на рынке раздувался ценовой пузырь, поэтому люди больше тратили, а объём потенциального ВВП постоянно рос. Секундочку. Потенциальный ВВП отражает то, сколько экономика может произвести, а не то, сколько реально люди хотят потратить (или потребить). Дальше больше. Г-н Баллард, по сути, утверждает, что падение рыночных цен на активы (в данном случае — недвижимость) само по себе ведёт к падению их производительности. Простите, что?
И эту точку зрения разделяет не один «видный эксперт»! Что вообще происходит?
Давайте разбираться. Во-первых, прирост стоимости капитала (от роста цен на недвижимость, например) не входит в состав ВВП. Так что никакого влияния на производительность экономики «раздувание пузыря» не оказывает. Точно так же, кстати, как падение рыночных цен на активы не означает уменьшения основного капитала — активов-то меньше не стало, и капитал остался, каким был. Эти понятия измеряются физическими, а не «рыночными» мерками. Так о чём вообще речь?
Ладно. Возможно, мысль в том, что «схлопывание пузыря» ведёт к резкому падению спроса и, следовательно, к уменьшению объёмов производства. Но тогда мы имеем дело с известной проблемой «недостаточного спроса», и надо не принимать это как факт, а придумывать способ сбалансировать ситуацию.
Для справки | |
---|---|
Согласно теории Джона Кейнса, приверженцем которой является Кругман, проблема недостаточного спроса решается путём вмешательства государства. Например, государство может создать и оплатить некий крупный заказ и тем самым создать новые рабочие места и простимулировать спрос. В результате объёмы производства снова начнут расти, произойдёт общее оздоровление экономики. |
Вот представьте, что есть некая группа крестьян. По каким-то причинам их земли стали объектом для спекуляций — раздувается тот самый пузырь. В какой-то момент цены становятся запредельными — пузырь лопается, и что происходит дальше? Что, крестьяне стали выращивать меньше кукурузы? Да, можно разводить софистику, говоря о кредитах, которые выдаются под залог земли и т.д. — но в любом случае все эти ценовые игры не имеют отношения к способности крестьян выращивать что-либо.
А ещё знаете что? Эти крестьяне существовали на самом деле. Если посмотреть на два графика — цен на сельхозугодия и объёма сельскохозяйственного производства в США — можно увидеть, что после резкого падения цен (лопнул пузырь) никакого перманентного падения производства не наблюдалось.
Можно возразить, что, мол, крестьяне (которые вроде как обеднели из-за падения стоимости земли) не являются основными потребителями сельхозпродукции и, соответственно, спрос на неё не упал и далее по тексту. А вот домовладельцы — действительно обедневшие, когда лопнул пузырь на рынке жилья, — являются потребителями большей части совокупного предложения. Но фишка в том, что выход из этой ситуации экономисты знали ещё сотню лет назад, и это — правильная монетарная и фискальная политика.
В общем, всё это довольно печально. Если уж доктора наук и главы Центробанков не могут разобраться в простейших экономических терминах, откуда тогда взяться хоть каким-то более или менее эффективным решениям?
Источник: блог Пола Кругмана.
Перевод AIF.RU.
Читайте также
Правда о госдолге США. Станет ли Америка «банановой республикой»?