Шампунь здесь размешивают половниками в плохо промытых бачках, а губную помаду — в тазиках. Подпольные заводы китайской провинции Урумчи славятся тем, что успешно подделывают продукцию самых известных в мире марок. В начале 2012 г. эта китайская липа заполонит и российский рынок.
Сомнительные границы
Рассказывает Даниил Федорков, менеджер по защите бренда по Центральной/Восточной Европе и СНГ известной международной компании:
— С 1 июля 2011 г. отменён таможенный контроль на границах между Россией, Беларусью и Казахстаном. Теперь товар, попав на территорию Таможенного союза, далее может перемещаться без каких-либо ограничений. И вот что происходит. На северо-западе Китая, в уже упомянутой провинции Урумчи, массово изготовляют подделки и отправляют их в страны Средней Азии. Как показывает практика, там границы контрафакт пересекает без помех. А вот на границе России с Казахстаном эти грузы тормозили наши таможенники. Дело в том, что с 2003 г. в России существует таможенный реестр товарных знаков. Любой уважающий себя производитель с мировым именем регистрировал там свои товарные знаки и указывал, что только он или уполномоченные им импортёры могут ввозить товар в Россию. И если на таможне появлялась фура, например, из Китая, которая везла кроссовки известной марки, таможенник мог остановить груз и узнать у правообладателя, давал ли он разрешение на ввоз этой партии товара. Если правообладатель от фуры открещивался, то товар задерживали. Теперь, когда таможенная граница открыта, этот механизм больше не работает. Не хочу ставить под сомнение профессионализм казахских таможенников, но то, что опыта в борьбе с контрафактом у них меньше, чем у наших, — это факт. Для примера сравните: у них в таможенном реестре зарегистрировано около 150 товарных знаков, а в российском — более 2 тысяч.
Особую тревогу вызывает то, что с июля 2011 г. в отсутствие пограничного контроля между Россией и Казахстаном китайцы начали переориентировать свои подпольные производ-ства бытовой химии с Африки и Ближнего Востока на наши рынки. При этом уровень качества упаковки подделок необычайно высок. Рядовому потребителю очень трудно отличить её от той, в которой продаётся оригинальный товар. Какими бы технологическими новинками производители ни защищали свои бутылочки и баночки, китайцы всё равно найдут способ сделать упаковку лучше и дешевле! Не секрет, что при производстве подделок они не несут расходов на персонал, пенсии, рекламу, налоги. Зато не жалеют денег на суперсовременное оборудование для копирования этикеток.
Под угрозой — рынки
Отдельно можно рассказывать о том, что китайцы заливают и засыпают внутрь этой высокотехнологичной упаковки. Возможно, от того, что вы постираете одежду поддельным порошком, она моментально не полиняет. Но того эффекта, который заявляет легальный производитель, вы точно не получите. Цены на липу ничуть не ниже. При этом вы думаете, что платите за европейское качество, а получаете нечто, состряпанное в антисанитарных условиях.
Производители прогнозируют всплеск подделок на январь — февраль 2012 г. Чтобы как-то защититься от их лавины, необходимо заставить работать в полную силу единый таможенный реестр торговых знаков. А пока этого не произошло, стоит пойти по пути ЕС и создать мобильные таможенные группы из
Официально
Дмитрий Котиков, начальник отдела взаимодействия со СМИ Федеральной таможенной службы РФ:
— Для того чтобы таможенные органы могли эффективно защищать права интеллектуальной собственности на территории Таможенного союза, требуется унифицировать национальные законодательства в сфере защиты прав интеллектуальной собственности и правоприменительную практику, наделить таможенные органы республик Беларусь и Казахстан дополнительными полномочиями по борьбе с нарушениями в этой сфере. Всё это находит понимание у руководства таможенных служб государств — членов Таможенного союза. В конце октября 2011 г. на объединённой коллегии было принято решение о создании рабочей группы для оперативного решения вопросов по борьбе с нарушением прав интеллектуальной собственности.
Смотрите также:
- «Зальём страну рыбьим жиром!» Производитель БАД о российском рынке →
- Дурят не по-детски. Пометка «ГОСТ» сегодня не значит ничего →
- Держат марку. Донские товары выходят на мировой уровень →