Одноразовые вещи. Производители специально делают товар плохим?

Едва кончается гарантийный срок, как всё начинает «сыпаться». В чём причина?

   
   

Пароварка сломалась через 2 года после покупки — полетел нагревательный элемент. Ремонт за 3 тыс. руб. займёт месяц.

— Выкиньте её и купите новую (от 2,5 тыс. руб.). Они дольше и не работают, 2 года — заложенный срок службы. Каждый день в ней готовили? Тогда она долго протянула! — смеётся продавец.

На сломанную детскую радионяню в фирменном сервисе отреагировали и того хуже:

— Детские товары не чиним — распоряжение сверху. Из соображений гигиены. Для них и запчастей не выпускают.

Мода против качества?

Производить качественные вещи, которые будут служить верой и правдой всю жизнь, сегодня невыгодно никому. Если такое случится, без работы останутся ремонтники, рабочие, рекламщики, продвигающие новый товар, маркетологи, мерчандайзеры — миллионы человек, живущих за счёт того, что мы привыкли покупать, покупать, покупать...

   
   

— Какой смысл делать долговечными предметы гардероба, если мода быстротечна и уже через 2-3 сезона вы не наденете вещь? — разводит руками Юрий Шустов, декан факультета технологии и производственного менеджмента МГТУ им. Косыгина. — Для каждой ткани проводятся исследования по носкости. Но запрос производителя сегодня — недолговечные ткани, это мировая тенденция.

Такой подход помогает экономить на производстве: удешевляют материалы и технологический процесс, используют «разряженные» ткани малой прочности — в них меньше ниток, чем в полноценных.

— Сегодня все вещи — от мобильных телефонов до автомобилей — устаревают морально намного быстрее, чем физически, — говорит об этом явлении Виктор Павлов, маркетолог.

А заложенная в них недолговечность — двигатель торговли. Ещё на этапе испытания, будь то техника, автомобили, одежда, производители закладывают желаемый срок эксплуатации. За последние 15 лет он сократился в среднем на треть.

Гарантия без гарантий

При этом гарантийный срок и срок службы — разные вещи. Первый — время, когда производитель ремонтирует товар за свой счёт. Второй — продолжительность жизни вещи.

— У большинства китайской техники эти сроки совпадают, — рассказывает Валентин Тагиров. Он работал инженером на радиозаводе, сейчас возит аппаратуру из Поднебесной. — Порой производитель не даёт никаких гарантий. В таких случаях гарантийное обслуживание может предлагать продавец. И часто делает это — за доплату.

Гарантия на автомобили даётся на 2-3 года или 100 тыс. км. Но есть и хитрость: практически все производители предоставляют дифференцированную гарантию: на детали подвески — один срок, на двигатель и трансмиссию — другой.

— В период действия гарантии на узел авто хлопот не доставляет, но по её окончании готовьтесь к денежным тратам, — говорит Азат Тимерханов, аналитик агентства «Автостат». А если модель снимается с производства, завод обязан обеспечить выпуск запчастей для него в течение срока службы.

Для вазовских моделей он составляет всего 6–8 лет. Если срок не указан, то он автоматически будет составлять 10 лет — по закону «О защите прав потребителей».

Регламент на поГОСТ

Недолговечность как маркетинговый ход используют и на Западе, и в Китае, и в России.

— Старые ГОСТы отменены, дело новых техрегламентов фактически провалено — приняты единицы (на похоронную промышленность, автомобили, молочку, рыбу и др.). Но и те не работают, — считает Алексей Воронов, член Всероссийской организации качества. — Чтобы изменить ситуацию хотя бы с российским товаром, нужен возврат к ГОСТам и закон о стандартизации. Только кому они выгодны?

Продавцам и производителям — точно нет!

Смотрите также: