Дубинки, погоны и огурцы. В московских переходах процветает опасная торговля

   
   

С тех пор город несколько раз трясло от взрывов, но торговля как процветала в «Трубе» (так называют переход под Пушкинской площадью), так никуда до сих пор и не делась. И так — по всему городу.

С 2000 г. в подземных переходах метрополитена нельзя продавать легковоспламеняющиеся товары. После теракта на ст. м. «Автозаводская» в 2004 г. вышло постановление, по которому на территории метрополитена и в 25-метровой зоне от наземных вестибюлей станций запретили оказывать услуги и осуществлять все виды торговой деятельности — продавать с рук, лотков или стендов. Исключение делалось лишь для распространения печатной продукции, а также для продажи театральных и транспортных билетов. При этом Московскому метрополитену и префектурам надлежало обеспечить вывод со своей территории всех неразрешённых объектов.

Да и позже вопрос о ликвидации ларьков, оттяпавших себе до половины пространства, предназначенного для прохода людей и проезда детских колясок и инвалидных кресел, поднимался, но каждый раз разбивался о неприступные киоски с сигаретными пачками и шоколадками на витрине.

Новое руководство города активно взялось за мелкорозничную торговлю в столице, точнее, на её поверхности: нелегальные киоски снесли, новые появились в местах, указанных жителями. И, похоже, Сергею Собянину пора спуститься под землю...

Кому дубинку?

Торговые ряды в «Трубе» протянулись на добрую сотню метров. Здесь можно купить цветы, курево, сладости, бижутерию, одежду и многое другое. По пути от метро к месту памятного взрыва проходишь десятки павильонов, будоражащих воспоминания о первых годах лихого капитализма в постсоветской Москве. За 10 лет мало что изменилось: всё те же модные шмотки и аксессуары «от кутюр недорого», сувениры, контрафактные видео- и аудиозаписи, пирожки со вкусом домашних животных и т. д. В стекле палаток отражается украшенный свежими цветами памятник жертвам теракта 2000 г. Под надписями «Не курить», «Не распивать спиртные напитки» и «Не сорить» на пол плюют двое молодых парней с сигаретами и пивом в руках.

— Будут ли сворачивать торговлю? — застигнутый мною врасплох молоденький полицейский испуганно морщит лоб. — Я тут недавно служу. Ларьки же никому не мешают. Ну, если только в час пик товар привозят. Но мы стараемся не допускать... Ведём разъяснительную работу...

   
   

Частный охранник, вяло изгонявший нищего, оказался более информирован.

— Зато на деньги коммерсантов тут работают посты службы безопасности и камеры видеонаблюдения! — сообщил мне боец. — Это позволит пресечь теракты и бесчинства. Как? Ну, доложить куда следует. И опознать исполнителей...

Однако по сравнению с переходом под площадью трёх вокзалов «Труба» кажется чистым и светлым дворцом. Здесь в носу свербит от запаха горелых тряпок, мочи и немытой плоти. Прохожие протискиваются между воинственными бродягами и палатками. В ближайшей торгуют военной и полицейской формой, а также оружием самообороны.

— Возьмите нож, — улыбается продавщица. — Удобный и дешёвый. Один раз пырнул, выбросил и не жалко...

Рядом продают пневматические пистолеты, шапки-маски и прочее полезное для частых посетителей переходов снаряжение.

— Говорят, у соседа под прилавком есть телескопические дубинки, — делится информацией торговка удобными тесаками. — Они официально запрещены, но можно договориться! Ночью, когда метро закрывается, тут и гоп-стопы нередко происходят, и драки.

На вопрос о том, слышно ли что-либо по поводу закрытия подземных палаток, один из местных работников азиатской наружности заговорщицки докладывает, что «как жэ ых сломают, слюшай, еслы платят каждый мэсяц!».

В переходе у метро «Рижская», рядом с которым в 2004 г. смертница забрала вместе с собой ещё 10 жизней, также бойко идёт торговля. Здесь с лотков продают кошельки, расчёски, зонты и прочую дребедень. На тележках — развалы фруктов и овощей.

— Это ещё ничего, — говорит местная жительница Наталья Боярова. — Вот на «Алексеевской» проститутки в переходе толпами стоят. Особенно зимой — греются...

Ни пройти, ни примерить

— Подобные ларьки затрудняют движение пассажиров и создают антисанитарную обстановку, — считает Владимир Соколов, председатель Центрального совета движения «Союз пешеходов». — Учитывая, что людские потоки не разделены, разминуться бывает проблематично. Особенно если кто-то что-то у павильонов покупает. Надо учитывать, что пропускная способность переходов рассчитывалась ещё в советское время без учёта торговых площадей. Да и плотность людей на центральных станциях тогда была меньше. Кроме того, пешеходные переходы — не универсальные магазины. Как можно продавать в них одежду, если её крайне затруднительно, а порой и невозможно примерить? Правда, есть от ларьков и положительный побочный эффект: ночью рядом с работающим киоском чувствуешь себя всё же безопаснее.

Хорошо, если власти начнут сами решать застарелую проблему и выгонят торговцев из мест, не предназначенных для купли-продажи. Хуже, если сделать это их заставит очередной теракт.

Смотрите также: