Олег Дерипаска признает только ручное управление компаниями

   
   

Компания Олега Дерипаски заваливает суды разных юрисдикций и даже разных стран исками с бесконечными жалобами на ущемление своих акционерных прав. Вот и 26 апреля арбитражный апелляционный суд рассмотрит очередную жалобу «Русала», призывающую отменить решение Арбитражного суда Красноярского края и признать недействительными все решения годового собрания акционеров от 28 июня 2010 года.

Напомним, суть претензий состоит в том, что «Русалу», как владельцу блокпакета «Норникеля», не понравилось, что вместо четырех мест в Совете директоров он получил три, а лояльный председатель Совета Александр Волошин, вообще не попал в новый состав. Кроме того, «Русал» оспорил и размер дивидендов акционерам. «Норникель» направил на дивиденды за 2009 год $1,325 млрд. Представители «Русала» предлагали направить $3 млрд — больше, чем вся чистая прибыль «Норникеля».

При этом размер долга компании Дерипаски остаётся существенным (порядка $12 млрд), а другие источники дохода по отдаче и близко не стоят с этим пакетом. Так, судя по отчетности «Русала» уже за 2010 год, 85% чистой прибыли ему принесла не собственная деятельность, а инвестиции в сторонние компании и в первую очередь — в «Норникель».

На сегодняшний день, по прошествии 9 месяцев после июньского собрания, Совет директоров был переизбран и его снова возглавил Александр Волошин. А дивиденды, полученные «Русалом», давно потрачены на погашение части самых неотложных долгов. Однако представители «Русала» продолжают рассуждать о плохом корпоративном управлении компанией, отсутствии у нее стратегического направления развития и непрофессионализме менеджерской команды.

В свою очередь юристы «Русала» продолжают вести игру «под ковром». В Арбитражном суде Красноярского края лежит несколько исков от компании, оспаривающих передачу акций ГМК на баланс дочерних обществ («Норильский комбинат» и Кольская ГМК), и их последующую конвертацию в депозитарные расписки и дальнейшую продажу голландской компании Trafigura. Кстати, перевод акций с баланса «Норникеля» на его российские «дочки» произошел весной 2009 года и утверждался Советом директоров. Из представителей «Русала» на нем присутствовал только один — и он голосовал «за». То есть «Русал», похоже, оспаривает решение, которое сам же и поддерживал.

Также оспаривается обратный выкуп части акций дочерней компанией ГМК Corbiere в рамках программы повышения капитализации «Норникеля». Причем, не удовлетворясь российским правосудием, юристы предъявляют иски на ту же тему в суды иностранные — США, Великобритании и острова Невис, где зарегистрирована Corbiere. Суд Невиса действительно на некоторое время ввел на бумаги обеспечительные меры, но довольно быстро они были сняты. Обращения внешних юристов ГМК (компании «Дебевойз энд Плимптон ЛЛП») в Высокий суд Лондона с целью получить конфиденциальную информацию, также не встретили понимания у британских законников. Единственное место, где «Русалу» удалось получить устраивающие их решения, — США. Суд штата Нью-Йорк удовлетворил его требование о предоставлении документов и информации об обратном выкупе акций и продаже их Trafigura. А позднее аналогичное решение вынес и суд штата Коннектикут. Характерная деталь: «Русал» подал иск не к головной компании, расположенной в Нидерландах, а к ее американскому подразделению. На понимание в Европе компания явно не рассчитывала.

   
   

К слову, как-то Олег Дерипаска объяснил, в чём именно он видит грамотное корпоративное управление. А видит он его в полной подконтрольности практически любых действий компании Совету директоров. В компании с миллиардными оборотами он предлагает выносить на одобрение совета любые материальные сделки свыше $20 млн. Для того чтобы привести любую идею в исполнение, необходимо получит большинство голосов. А на данный момент у Дерипаски из 13 мест в совете директоров имеются три. Плюс гарантированная поддержка представителя «Металлинвеста» и еще одного директора, формально независимого, но выдвинутого «Русалом». У «Интерроса» в совете — четыре сотрудника, два независимых, но лояльных директора, один из которых, Клод Дофин, как раз и руководит Trafigura. Еще два места занимают председатель правления «Норникеля» Владимир Стржалковский и его же президент Андрей Клишас.

В результате, независимо от того, выступают менеджеры с «Интерросом», что называется, единым фронтом или представляет самостоятельную силу — «Русалу», они в совете не нужны. Также как и Trafigura. Но поскольку результаты рассмотрения исков в арбитраже, скорее всего, окажутся такими же, как и раньше, то есть не устраивающим «Русал», вполне можно ожидать новой волны жалоб в прессе и судах.

Смотрите также: