Когда мы останемся без нефти?

   
   

Спор о происхождении «чёрного золота» относят к числу «великих геологических споров».

 

А был ли сговор?

Шумеры и ассирийцы, древние китайцы и греки о происхождении нефти не задумывались. Черпали её из колодцев, использовали для освещения и в военном деле. Лишь в ХVIII веке светлые головы начали строить предположения, откуда же взялось столь ценное сырьё. Автором биогенной (органической) гипотезы считается Ломоносов. Именно её преподают в школах: нефть образовалась из останков мёртвых организмов и буйной растительности, некогда покрывавшей планету. Параллельно развивалась минеральная (неорганическая) гипотеза. Её суть в том, что «чёрное золото» — продукт химических реакций, которые идут на большой глубине. Там происходит взаимодействие воды с карбидами металлов, в результате чего образуются углеводородные газы, а затем и нефть, которая через трещины выдавливается ближе к поверхности. Эту версию отстаивал Менделеев.

— Одна теория отличается от другой ещё и продолжительностью процесса, — говорит доктор геолого-минералогических наук Вадим Скарятин. — Если нефть произошла из биоостанков, значит, на это ушли миллионы лет. А если в результате химических реакций — то в течение нескольких веков, а то и десятилетий. Стало быть, запасы возобновляются быстрее, чем принято считать.

На протяжении ХХ века учёные разрабатывали и проверяли обе гипотезы. Но вот странно: в общественном сознании закрепилась именно та, что связана с древними останками и, как следствие, исчерпаемыми запасами. А ведь даже современные методы геологоразведки не дают внятного ответа на вопрос, сколько «чёрного золота» залегает в земной коре.

Как же вышло, что мы «уверовали» в биогенную теорию происхождения углеводородов и забыли о минеральной? Первый ответ, который приходит в голову: в этом заинтересованы нефтедобытчики, ведь, заявляя об ограниченных запасах, они могут завышать цены на сырьё. Возможно ли искусственное замалчивание гипотезы Менделеева?

   
   

— Что касается научного сообщества, то долгие годы в нём действительно предпочитали не говорить о минеральной теории, но здесь причина иная: люди стремились сохранить консервативные представления, а с ними свои должности, посты в институтах, — считает В. Скарятин. — Сговор нефтяных компаний? Такое могло быть в Америке в самом начале нефтедобычи.

Директор Института проблем нефти и газа РАН академик Анатолий Дмитриевский рассказывает, что при поиске первых месторождений геологи действительно опирались на биогенную гипотезу:

— В США это называлось «методом дикой кошки» — скважины бурили на авось. Попадали на нефть — становились миллионерами. Но бурили только в осадочных породах — в них, согласно биогенной гипотезе, и должна образовываться нефть.

Потом методы поисков стали более тонкими, и углеводороды начали находить там, где их вроде бы быть не должно, — в кристаллических породах. Чего стоит гигантское месторождение «Белый тигр», обнаруженное на шельфе Вьетнама. Нефть там залегает в гранитах, что никак не стыкуется с биогенной гипотезой. Зато хорошо объясняется минеральной.

 

Ломоносов или Менделеев?

И таких примеров выявилось очень много. Игнорировать теорию химического происхождения нефти стало уже невозможно - несколько лет назад в научном сознании начались подвижки. Были и вовсе сенсационные наблюдения: оказалось, что во многих давно открытых месторождениях добыто 150% сырья от ранее подсчитанных запасов, и оно всё не кончается!

— Подпитка нефтью с глубин идёт во всех залежах, ведь непроницаемых пород в природе не существует, — поясняет Вадим Скарятин. — На границе Грузии и Азербайджана есть два совсем крохотных месторождения, но они более 100 лет дают нефть. Такие примеры есть в Карпатах, Южной Америке, других местах.

Госсоветник при президенте Татарстана Ренат Муслимов заявляет, что Ромашкинское месторождение, открытое 60 лет назад, постоянно подпитывается из недр по трещинам в фундаменте:

— Оно считалось выработанным на 80%, но каждый год запасы пополняются на 1,5-2 млн. тонн. По новым расчётам, нефть можно будет добывать до 2200 г., и это не предел.

Любопытные вещи происходят и на Старых Промыслах Грозного. Первая скважина там была пробурена в конце ХIХ в., к середине прошлого выкачано 100 млн. тонн нефти, после чего месторождение сочли истощённым. И вот спустя 50 лет оно «проснулось», запасы восстанавливаются, причём колоссальными темпами. Нефть поднимается с глубин, под Грозным растёт её «линза», а жители черпают сырьё вёдрами из колодцев. Геологи, побывавшие в Чечне, предупреждают:

— Там недалеко до экологической катастрофы. Когда нефть просочится на поверхность, город в ней просто утонет. Либо случится грандиозный пожар.

...Так кто был прав, Ломоносов или Менделеев?

— Природу нельзя ограничивать, нефть может образовываться и тем и другим способом, — уверен академик А. Дмитриевский. — И я не стал бы утверждать, что минеральная теория гарантирует нам безбедное существование: черпай нефть, как борщ из кастрюльки, ещё приготовят!

Вадим Скарятин предлагает изменить стратегию добычи на основе научных расчётов: снижать темпы выкачивания сырья, учитывать скорость притока нефти, консервировать на время скважины. Тогда Земля подарит нам намного больше своего «чёрного золота».

Смотрите также: