Не подкопаешься
Некоторые приёмчики продавцов, устраивающих распродажи с целью не только привлечь клиентов, но и нажиться на их доверчивости, выглядят вполне этичными. Самый распространённый трюк - кратковременное повышение цен непосредственно перед «акцией», в результате которого любая скидка оказывается равной нулю.
Если витрины извещают о «скидках до 70%», то в этом, скорее всего, тоже есть подвох. То есть разница в цене в пользу покупателя, конечно, будет, но не столь существенная. И 30, и 20, и 10 процентов - всё это «до 70».
Числовые фокусы
Ритейлер, конечно, догадывается о том, что посетители его магазинов захотят на месте высчитать, насколько выгодной будет покупка. И в связи с этим имеет место вот какое интересное явление.
Скидка в 50%, как правило, оказывается честной - разделить сумму пополам не составляет особого труда. Вместе с тем нередки снижения цен, «не дотягивающие» пару сотен до заявленных 15, 20 или 30 процентов - ведь чтобы вычислить эту долю, нужно дополнительно напрягать извилины, на что у большинства покупателей нет ни времени, ни желания.
Бумага не краснеет
Ценники - ещё одно поле для манипуляций. Частенько торговцы «забывают» указать на них то старую, то новую цену, и наличие реальной скидки в таких случаях маловероятно.
Или же ценник оказывается многослойным. Не поленившись отковырять слой-другой, вы обнаружите, что кроссовки, к примеру, месяц назад стоили 5000 рублей и тоже продавались по «распродаже» за 2500, а на прошлой неделе это соотношение вдруг составило 6 и 3 тысячи соответственно. Или что старая цена с изначальных пяти не менялась, а вот размер скидки уменьшился процентов на 10.
Количество и качество
Ещё один риск, связанный с распродажами - приобрести вещь ненадлежащего качества: если говорить, к примеру, о брендовой одежде, то поддельную, а возможно, и вовсе бракованную. При этом рядом с табличками и плакатами SALE почти наверняка будет висеть объявление: «Товар, купленный со скидкой, возврату и обмену не подлежит»...
А вот один излюбленный приём ритейлеров бытовой техники. Торговая сеть объявляет о беспрецедентно низкой цене на какую-нибудь конкретную модель телевизора, а потом речистые консультанты сообщают покупателю: к сожалению, данный товар уже раскуплен, но мы можем предложить вам ещё вот это и вот это...
Относительность времени
Время окончания той или иной акции - одна из самых больших магазинных тайн. Где-то сезон летних скидок может продолжаться и в сентябре, где-то он завершится 15 августа, но обновлять витрины не будут до поздней осени.
Не стоит доверять и тем магазинам, где скидки якобы перманентны: то к 8 марта, то ко Дню Победы, то к школьным выпускным... Здесь лето уж точно никакого особого снижения цен не принесёт.
Комментарий АиФ
Дмитрий Янин, председатель правления Конфедерации обществ потребителей:
- Порядок проведения распродаж в России не регламентирован. В Евросоюзе есть специальная директива, в которой прописаны требования к распродажам. Там, например, содержится запрет такой техники, как ловля на живца, когда сеть рекламирует какие-то виды товара по очень низкой цене, но при этом завозит их небольшими партиями. У нас это не запрещено и используется, в частности, многими магазинами бытовой техники.
Обман на распродажах – вещь довольно стабильная в течение последних 15 лет. Ещё один распространённый приём – объявления типа «товар обмену и возврату не подлежит». Это полная ерунда, если что-то не подошло по размеру, то скидка тут никак не влияет. Если же продавец отказывается принимать, нужно позвать администратора и вместе с ним полистать закон «О защите прав потребителей», а в крайнем случае можно подавать в суд или обратиться в Роспотребнадзор.
Смотрите также:
- Скидка по-русски: на киберпонедельнике товары продавались дороже обычного →
- Скидочные акции как способ наживы. Нас обманывают мнимыми распродажами? →
- С выгодой или без? Во что имело смысл вложиться в уходящем году →