Финансовый кризис спровоцировали роботы-медведи

   
   

Властелины вселенной

Миром правят деньги – старая неверная банальность. На самом деле миром правит тот, кто правит деньгами. Именно правит, а не владеет, потому что владение – вещь довольно зыбкая.

Поясним на примере. Вы владеете квартирой? Прекрасно, но что вы можете с ней сделать? Поджечь, уничтожить? Сядете в тюрьму. Перенести в другое место? Нереально. Продать? Да, но только в том случае, когда этого захочет покупатель – и на условиях, которые устроят покупателя. Так что ваша власть ограничивается правом подарить свое достояние – невелик барыш. А вот любимое государство, хоть и не является собственником вашей квартиры, в реальности может сделать с ней что угодно.

Воротилы фондового рынка, придя на биржу утром без единой акции и уйдя вечером опять же без единой, могут вознести до небес и разрушить до основания самую могущественную компанию мира. Капитализация корпораций давно уже зависит не столько от их успехов, сколько от биржевой конъюнктуры. Мировые кризисы 1929 и 2008 годов были спровоцированы именно биржевым обвалом: за акции, вчера стоившие целые состояния, сегодня не давали и ломаного цента. Экономика устроена так, что если акции даже очень успешного предприятия по чьей-то злой воле упадут в несколько раз, предприятие обанкротится.

О крахе 1929 года написано очень много: лопнул пузырь, внезапная паника, «эффект домино» и так далее. Признано, что огромную роль сыграл человеческий фактор – кризис, разумеется, был неизбежен, но катастрофа – нет: окажись несколько трейдеров чуть выдержаннее, экономическая история мира пошла бы иным путем.

В начале нынешнего кризиса ключевым оказался фактор нечеловеческий.

Не ведают, что творят

Минимум 12% операций на мировом фондовом рынке совершается роботами, напоминают коллеги из «Ленты.ру» (точная цифра заметно больше, поскольку трейдер не обязан указывать, пользуется он роботом или нет). Конечно, речь идет не о гигантских человекоподобных пограничниках, а всего лишь об относительно несложных компьютерных программах. Их задача проста – заработать как можно больше денег для своего «хозяина». Робот оперативно просчитывает ситуацию на рынке и совершает операции, которые представляются ему разумными.

   
   

Главное преимущество робота перед людьми – в быстродействии. Он может держать позиции открытыми по 1-5 секунд, а взаимодействуя с другими роботами – доли секунды. Ни один человек не может так быстро даже двигать компьютерной мышкой, не говоря уж о том, чтобы принимать разумные решения. Робот способен совершить практически неограниченное число операций в день, поэтому, чтобы противостоять их натиску, крупнейшие биржи уже ввели ограничения. Так, РТС взимает плату с трейдеров, совершивших более двух тысяч сделок в биржевой день.

Второе преимущество – в отсутствии эмоций. Трейдеры вообще люди циничные, но до собственных программ им все же далеко. Робота не волнуют политические и репутационные риски, он не испытывает отдельной симпатии к «Газпрому» и антипатии к Google, для него все равны. Сбрасывая по демпинговой цене акции ипотечного банка, роботы не думают о том, что лишают жилья тысячи семей. А если особо изощренные программы и учитывают этот факт, то тут же начинают покупать акции изготовителей домов-фургонов.

Главный недостаток робота – его беспомощность на «медленных» рынках с небольшим оборотом средств, где цены меняются редко. Но мировую экономику двигают все-таки «голубые фишки», а именно там есть где развернуться искусственному интеллекту.

Получающий свою прибыль хозяин робота даже не представляет, что натворил его питомец, чьи слезы и кровь стоят за этими деньгами.

… и роботизация всей экономики

Робот – программа, а значит, он управляем. Но не хозяином компьютера, а алгоритмом, написанным зачастую неизвестно кем. Робот – программа, а значит, он подвержен заражению вирусами, написанными легко представить кем. Робот – программа, а значит, его не остановит ничто, кроме выключения. А выключать компьютеры давно уже не модно.

Биржевой крах осени 2008 года не был спровоцирован роботами, но усилен – именно ими. У роботов нет паники, но они видят: раз рынок падает, надо играть на понижение. Вчерашние компьютерные «быки» вмиг преобразились в «медведей» – не менее безжалостных в своем триумфе, чем российская партия, поместившая их на свою эмблему. Роботы первыми почувствовали, что конъюнктура становится негативной, и вместо того, чтобы подержать рынок, как это попытались бы сделать люди, обрушили его своими когтистыми килобайтами.

Если же в биржевые сети проникнут вирусы, заражающие роботов-трейдеров (далеко не факт, что этого не происходит уже сейчас), вся мировая экономика окажется в руках какого-нибудь небритого парня с бутылкой пива в свободной руке. Причем парня рано или поздно поймают, а вот остановить обезумевших роботов можно будет только закрыв биржи.

Но тогда это будет совершенно иная экономика, к которой не готов ни один человек на земле. Разве что какие-нибудь роботы уже просчитали этот вариант и подготовились к нему.

Смотрите также: