«АиФ» посмотрел, какому из регионов удалось придумать и внедрить реальные механизмы помощи населению, а какой в своих антикризисных планах ограничился общими формулировками.
Минусы
Списали у центра...
Сработать на опережение удалось далеко не всем регионам. Некоторые регионы, например Архангельская область, не придумали ничего лучше, чем прописать в антикризисных планах создание различных комиссий по наблюдению за ситуацией и разработке каких-то других, видимо, более конкретных планов. Пока эти комиссии наблюдают и разрабатывают, в регионе закрываются крупнейшие градообразующие предприятия: СЦБК, СЛДК, Савинский цементный завод, а у фермеров отбирают землю под строительство торговых центров («АиФ» писал об этом в № 8).
При просмотре антикризисных планов регионов создаётся впечатление, что по большинству позиций они просто переписаны из плана федерального. Так, описывая свои действия по борьбе с безработицей, Тюменская область рассказывает, что организует временную занятость работников, соцзанятость инвалидов, занятость молодёжи… Все эти «идеи» регионам не так давно ровно в таких формулировках спустили из Минтруда. Очевидно, федеральные чиновники ожидали, что регионы запланируют, на каких именно проектах они собираются задействовать инвалидов и молодёжь. Не случилось. Между тем, Тюменская область, по данным Минтруда, один из лидеров по регистрируемой безработице в последнее время.
Переписыванием федерального плана дело, конечно, не ограничилось. В ряде регионов в антикризисную программу для нужного числа букв затолкали вообще всё, что делается в субъекте Федерации в сфере экономики и соцполитики. Например, реализацию майских указов президента по повышению зарплаты бюджетников. Как обеспечивается выполнение этих указов, «АиФ» не раз рассказывал: большая часть педагогических и медицинских работников работают на 1,5‑2 ставки - и заслуг местной власти в таком повышении их заработков нет.
Отлично характеризует изобретательность региональных чиновников ещё один популярный антикризисный механизм из планов - привлечение средств федерального бюджета. То есть вы нам денег дайте, а мы уж тут разберёмся, как их потратить.
Есть и по-настоящему оригинальные идеи. Правда, пока трудно понять, каким образом они будут способствовать выходу региона из кризиса. В Чувашии, к примеру, намерены оказывать психологическую помощь населению и формировать у него установку на здоровый образ жизни. Очевидно, чтобы народ экономил на спиртном и вкусных, но неполезных колбасе и шоколадных конфетах.
В то же время замыливаются по-настоящему нужные меры. Федеральный центр разрешил регионам снижать налоги для малого бизнеса. Но они явно не торопятся это делать. Так, в Краснодарском крае ввести «налоговые каникулы» для вновь регистрируемых индивидуальных предпринимателей обещают только к лету, а в Ивановской области, Чувашии и др. субъектах Федерации ещё только рассматривают возможности для реализации предложения правительства. А когда в региональных бюджетах каждая копейка на счету, такие возможности могут и не найтись, и количество занятых в нетеневом секторе малого и среднего бизнеса сократится ещё больше.
Плюсы
Лопату в руки!
В кризис 2009 г. антикризисными мерами прославилась Кемеровская область. Там многодетным семьям бесплатно раздавали кроликов и коров, а также семена для выращивания овощей. Антикризисная социальная помощь 2015 г. в регионах скромнее, но порой тоже подталкивает народ взять лопату в руки.
В Туве малообеспеченным семьям бесплатно выдадут семенной картофель, на это из бюджета республики будет выделен 1 млн руб. А в Приволжском районе Астраханской области всем желающим с региональной пропиской готовы предоставить 2 сотки земли - также для выращивания картофеля. Власти района даже обещают поливать посадки.
В Ульяновской области придумали, как обеспечить народ недорогими овощами, а сельхозпроизводителей - средствами на посевную кампанию. В области работают «овощные сертификаты». По документу, который стоит 2,5 тыс. руб., сельхозпроизводитель обязуется осенью поставить (доставка до подъезда) гражданину 200 кг овощей. Первый получает беспроцентный кредит, а второй - овощи по фиксированной цене, независимо от инфляции. Другая инициатива ульяновских властей - продовольственная соцкарта. С мая этого года она будет выдаваться малообеспеченным семьям и одиноким гражданам. На карту будет зачисляться 1 тыс. руб., на которую можно приобрести до 20 наименований продуктов питания местного производства (хлеб, молоко, мясо, яйца, овощи и др.).
В Приморье поддержат пенсионеров. Каждый пенсионер Приморского края единовременно получит 1 тыс. руб. В Кемеровской области - послабления для семей с маленькими детьми: введён мораторий на повышение платы за детсад. А в Республике Хакасия, которая делает ставку на развитие овцеводства, пообещали наградить 10 лучших чабанов новыми авто.
В Татарстане в кризис усилили уже работающие программы поддержки предпринимателей. В 2015 г. более выгодными стали условия по программе «Лизинг-грант». Начинающие фермеры, семейные животноводческие фермы могут взять сельхозтехнику в лизинг и субсидировать до 50% его стоимости.
Чтобы облегчить доступ к кредитам, решено направить больше средств на субсидирование процентных ставок. С 2015 г. такую поддержку сможет получить предприниматель, взявший заём на покупку оборудования для производства товаров и услуг либо на строительство помещений для нужд собственного производства. Максимальный размер субсидии - 1 млн руб.
- В реальных антикризисных планах надо отвечать на те вопросы, ответов на которые у регионов нет. Региональный долг, по оценкам Счётной палаты, доходит до 2 трлн руб.
В некоторых субъектах РФ он составляет четверть или даже половину бюджета, постоянно растут затраты на его обслуживание. Эту проблему всё равно придётся решать. Списывать тот долг, который приходится на межбюджетные отношения, договариваться с коммерческими банками. Государство выделяет им 1 трлн руб. Взамен банки могли бы частично отложить свои требования к регионам по выплате процентов по долгу.
Ещё одна причина, по которой планы пустые, - это то, что в них прослеживается попытка решить системные проблемы, которые накапливались 15 лет.
Ведь надо понимать, что кризис возник не в ноябре - декабре прошлого года. У меня перед глазами объёмы производства молока в Костромской области с 2000 г. Падение производства к сегодняшнему моменту в два раза! А это направление сельского хозяйства - одно из основных для региона.
Восстановить утраченные позиции, быстренько написав антикризисный план, не получится. Когда у корабля огромная пробоина, затыканием мелких дыр его не спасти.
В этом смысле у меня не вызывает улыбки предложение одного из регионов организовать психологическую помощь для населения. По крайней мере, в этом случае деньги будут потрачено эффективно.
- Антикризисные планы регионов - калька с федерального. Ни один из субъектов Федерации не предложил кардинально противоположную и эффективную программу по выходу из кризиса. Отчасти это связано с невысоким качеством регионального управления, отчасти - с отсутствием средств у регионов на прорывные проекты.
Один из самых главных недостатков в региональных планах - то, что ни в одном из них нет мер по стимулированию спроса. А это на фоне сокращения бюджетных расходов приведёт к его резкому сокращению, что негативно скажется на региональном производстве.
Раздача земли, обеспечение населения посевным материалом - полезные меры, наверное, в сельской местности. Но у нас большинство людей живут в городах, они привыкли покупать овощи в магазинах, а про подвиги на грядках уже подзабыли. Готовы ли они вернуться к этому занятию - большой вопрос.