Карты и картошка. Как в регионах борются с кризисом

«АиФ» посмотрел, какому из регионов удалось придумать и внедрить реальные механизмы помощи населению, а какой в своих антикризисных планах ограничился общими формулировками.

   
   

Минусы

Списали у центра... 

Сработать на опережение удалось далеко не всем регионам. Некоторые регионы, например Архангельская область, не придумали ничего лучше, чем прописать в антикризисных планах создание различных комиссий по наблюдению за ситуацией и разработке каких-то других, видимо, более конкретных планов. Пока эти комиссии наблюдают и разрабатывают, в регионе закрываются крупнейшие градообразующие предприятия: СЦБК, СЛДК, Савинский цементный завод, а у фермеров отбирают землю под строительство торговых центров («АиФ» писал об этом в № 8).

При просмотре антикризисных планов регионов создаётся впечатление, что по большинству позиций они просто переписаны из плана федерального. Так, описывая свои действия по борьбе с безработицей, Тюменская область рассказывает, что организует временную занятость работников, соцзанятость инвалидов, занятость молодёжи… Все эти «идеи» регионам не так давно ровно в таких формулировках спустили из Минтруда. Очевидно, федеральные чиновники ожидали, что регионы запланируют, на каких именно проектах они собираются задействовать инвалидов и молодёжь. Не случилось. Между тем, Тюменская область, по данным Минтруда, один из лидеров по регистрируемой безработице в последнее время.

Переписыванием федерального плана дело, конечно, не ограничилось. В ряде регионов в антикризисную программу для нужного числа букв затолкали вообще всё, что делается в субъекте Федерации в сфере экономики и соцполитики. Например, реализацию майских указов президента по повышению зарплаты бюджетников. Как обеспе­чивается выполнение этих у­казов, «АиФ» не раз рассказывал: большая часть педагогических и медицинских работников работают на 1,5‑2 ставки - и заслуг м­естной власти в таком повышении их заработков нет.

Отлично характеризует изобретательность региональных чиновников ещё один популярный антикризисный механизм из планов - привлечение средств федерального бюджета. То есть вы нам денег дайте, а мы уж тут разберёмся, как их потратить.

Есть и по-настоящему оригинальные идеи. Правда, пока трудно понять, каким образом они будут способствовать выходу региона из кризиса. В Чувашии, к примеру, намерены оказывать психологическую помощь населению и формировать у него установку на здоровый образ жизни. Очевидно, чтобы народ экономил на спиртном и вкусных, но неполезных колбасе и шоколадных конфетах.

   
   
 

В то же время з­амыливаются по-настоящему нужные меры. Федеральный центр разрешил регионам снижать налоги для малого бизнеса. Но они явно не торопятся это делать. Так, в Краснодарском крае ввести «налоговые каникулы» для вновь регистрируемых индивидуальных предпринимателей обещают только к лету, а в Ивановской области, Чувашии и др. субъектах Федерации ещё только рассматривают возможности для реализации предложения правительства. А когда в региональных бюджетах каждая копейка на счету, такие возможности могут и не найтись, и количество занятых в н­етеневом секторе малого и среднего бизнеса сократится ещё больше.

Плюсы

Лопату в руки!

В кризис 2009 г. антикризисными мерами прославилась Кемеровская область. Там многодетным семьям бесплатно раздавали кроликов и коров, а также семена для выращивания овощей. Антикризисная социальная помощь 2015 г. в регионах скромнее, но порой тоже подталкивает народ взять лопату в руки. 

В Туве малообеспеченным семьям бесплатно выдадут семенной картофель, на это из бюджета республики будет выделен 1 млн руб. А в Приволжском районе Астрахан­ской области всем желающим с региональной пропиской готовы предоставить 2 сотки земли - также для выращивания картофеля. Власти района даже обещают поливать посадки. 

В Ульяновской области придумали, как обеспечить народ недорогими овощами, а сельхозпроизводителей - средствами на посевную кампанию. В области работают «овощные сертификаты». По документу, который стоит 2,5 тыс. руб., сельхозпроизводитель обязуется осенью поставить (доставка до подъезда) гражданину 200 кг овощей. Первый получает беспроцентный кредит, а второй - овощи по фиксированной цене, независимо от инфляции. Другая инициатива ульяновских властей - продовольственная соцкарта. С мая этого года она будет выдаваться малообеспеченным семьям и одиноким гражданам. На карту будет зачисляться 1 тыс. руб., на которую можно приобрести до 20 наименований продуктов питания местного производства (хлеб, молоко, мясо, яйца, овощи и др.).

В Приморье поддержат пенсионеров. Каждый пенсионер Приморского края единовременно получит 1 тыс. руб. В Кемеровской области - послабления для семей с маленькими детьми: введён мораторий на повышение платы за детсад. А в Республике Хакасия, которая делает ставку на развитие овцеводства, пообещали наградить 10 лучших чабанов новыми авто.

В Татарстане в кризис усилили уже работающие программы поддержки предпринимателей. В 2015 г. более выгодными стали условия по программе «Лизинг-грант». Начинающие фермеры, семейные животноводческие фермы могут взять сельхозтехнику в лизинг и субсидировать до 50% его стоимости.

Чтобы облегчить доступ к кредитам, решено направить больше средств на субсидирование процентных ставок. С 2015 г. такую поддержку сможет получить предприниматель, взявший заём на покупку оборудования для производства товаров и услуг либо на строительство помещений для нужд собственного производства. Максимальный размер субсидии - 1 млн руб.

Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития:

- В реальных антикризисных планах надо отвечать на те вопросы, ответов на которые у регионов нет. ­Региональный долг, по оценкам Счётной палаты, доходит до 2 трлн руб. 

В некоторых субъектах РФ он составляет четверть или даже поло­вину бюджета, ­постоянно растут затраты на его обслуживание. Эту проблему всё равно придётся решать. Списывать тот долг, который приходится на межбюджетные отношения, договариваться с коммер­ческими банками. Государ­ство выделяет им 1 трлн руб. Взамен банки могли бы частично отложить свои требования к регионам по выплате ­процентов по долгу.

Ещё одна причина, по ­которой планы пустые, - это то, что в них прослеживается попытка решить системные проблемы, которые накапливались 15 лет. 

Ведь надо понимать, что кризис возник не в ноябр­е - декабре прошлого года. У меня перед глазами объём­ы производ­ства молок­а в К­остромской области с 2000 г. Падение производ­ства к сегодняшнему моменту в два раза! А это направление сельского хозяйства - ­одно из основных для региона. 

Восстановить утраченные ­позиции, ­быстренько ­написав анти­кризисный план, не получится. Когда у корабля огромная пробоина, затыканием мелких дыр его не спасти. 

В этом смысле у меня не вызывает улыбки предложени­е одного из регионов о­рганизовать психологическую помощь для населения. По крайней мере, в этом ­случае деньги будут потрачено ­эффективно.

Василий Колташов, ­руководитель Центра экономи­ческих исследований Института глобализации и соцдвижений: 

- Антикризисные планы регионов - калька с федерального. Ни один из субъектов Федерации не предложил кардинально противоположную и эффективную программу по выходу из кризиса. Отчасти это связано с невысоким качеством регионального управления, отчасти - с отсутствием средств у регионов на прорывные проекты.

Один из самых главных недостатков в региональных планах - то, что ни в одном из них нет мер по стимулированию спроса. А это на фоне сокращения бюджетных расходов приведёт к его резкому сокращению, что негативно скажется на региональном производстве.

Раздача земли, обеспечение населения посевным материалом - полезные меры, наверное, в сельской местности. Но у нас большинство людей живут в городах, они привыкли покупать овощи в магазинах, а про подвиги на грядках уже подзабыли. Готовы ли они вернуться к этому занятию - большой вопрос.