Киоски будут жить. Что ждёт уличную торговлю - трудные времена или расцвет?

Алексей Витвицкий / АиФ

Нарушителей - долой!

«Все старые палатки продолжают работать в привычных местах, - объясняет Алексей Немерюк, руководитель столичного департамента торговли и услуг. - Досрочно выселять арендаторов, работающих на законных основаниях, никто не собирается».      
   

А вот с теми, кто ставит ларёк на бойком месте нелегально (вдобавок ко всему мешая проходу пешеходов), надзорные органы разбираются безжалостно - снося самострой и выписывая штрафы. Например, недавно бульдозеры работали на Новин­ском бульваре под одобрительные комментарии окрестных жителей, которые давно жаловались на наглых захватчиков городской земли. Так что, если вы сомневаетесь в «юридической чистоте» какой-нибудь палатки в родном районе, найдите на сайте своей префектуры схему размещения нестационарных торговых объектов. Если данной точки там не значится, звоните на «горячую линию» префектуры и сообщайте о нарушителе закона (оставить жалобу можно и на городском портале gorod.mos.ru).  

Но из-за чего же всё-таки возникли «новости» о том, что москвичи лишатся возможно­сти делать быстрые покупки прямо на улице? Дело в том, что сейчас изменяются правила, по которым будет сущест­вовать сеть нестационарной торговли в городе.  

Кому павильон?

Нововведения связаны со скорым окончанием множест­ва договоров, которые были заключены в 2012 г. на 3 года между городом и уличными торговцами. Как выяснилось, далеко не все коммерсанты ставили павильоны, чей внеш­ний вид соответствовал московскому законодательству. Кроме того, на «регистрацию» киосков тратилось немало времени.

«На установку торговой палатки у предпринимателя уходило до шести месяцев, - рассказывает Владимир Ефимов, руководитель департамента городского имущества Москвы. - Нужно было оплатить договор на размещение, приобрести павиль­он, подключить его к электроснабжению и т. д. Сейчас можно начинать торговлю уже на следующий день после подписания документов. Ведь теперь город предоставляет в аренду не земельный участок, а полностью оборудованное место. А торговые павильоны будет ставить сам город».

При приобретении киосков централизованно и за счёт бюджета решается и проблема внешнего вида киосков. «В городе ведётся политика по формированию единого художественного образа, в том числе и торговых площадок, - говорит Татьяна Гук, зампредседателя Моском­архитектуры. - Не забыты и интересы тех, кто там будет трудиться. К разработке типовых киосков привлекались как производители, так и потребители, мы консультировались с продавцами мороженого, прессы, овощей и фруктов. В частности, учтены недочёты предыдущих моделей павильонов - теперь в киосках будут утеплены полы, налажена система водоотведения с крыш, проведено дополнительное освещение. Кроме того, павиль­оны защищены от вандалов».

По мнению экспертов, аренда не пустого клочка земли, а благоустроенного павиль­она, подключённого ко всем коммуникациям, вызовет интерес со стороны московских предпринимателей. Ещё бы, кто же откажется прийти на готовое рабочее место. Кроме того, сейчас, когда договор истекает, коммерсант должен за свой счёт демонтировать киоск и полностью очистить земельный участок. А по новым правилам делать этого не нужно. 

   
   

Надо отметить, что теперь договор с торговцами заключается не на 3 года, а сразу на 5 лет. Это значит, что на аукционах (где решается, кто именно получит право торговать по конкретному адресу) возможен ажиотаж. Город же получит от заключения «уличных» договоров ещё больше средств в городской бюджет, чем получал раньше. Напомним, что три года назад Москва заработала около 2 млрд руб. по результатам «уличных» торгов (что оказалось в 75 раз больше первоначальной суммы, заявленной на аукционах).

А что внутри?

Малому бизнесу новые правила сулят выгоду, город получает красивый облик улиц и платежи в бюджет, а в чём плюсы для простого москвича?

Самое главное: общее количество павильонов вырастет с 8000 до 8700, чтобы полностью удовлетворить нужды горожан в уличной торговле. Также неизменной остаётся специализация киосков (см. список). То есть, если на торговой точке написано «Хлеб», там будет полно батонов, багетов и разных плюшек. И никакого ширпотреба или сигарет. (Напомним, что табачные изделия запрещено продавать в киосках с июня 2014 г.) Но если вы увидите на прилавке хлебной палатки жевательную резинку или сахар, не торопитесь обвинять продавца в нарушении закона. Он имеет право занимать часть киоска дополнительными товарами. Для хлебных павильонов это бакалея, чай, кофе, сахар, соль, соки, газировка и вода. А достаточно крупные торговые павильоны могут и вовсе иметь не одну, а несколько специализаций, что превращает их в мини-магазины. 

Так что уличная торговля никуда не исчезнет, просто станет более удобной для всех.

Популярные специализации киосков

  • Хлеб, хлебобулочные изделия
  • Печать
  • Бакалея
  • Кондитерские товары и изделия
  • Гастрономия
  • Молочная продукция
  • Овощи и фрукты
  • Мясо
  • Мороженое
  • Напитки. Соки, воды
  • Продукты
  • Общественное питание. Кафе. Быстрое питание
  • Цветы
  • Зоотовары
  • Проездные билеты
  • Аптека
  • Парикмахерская
  • Металлоремонт
  • Ремонт обуви
  • Парфюмерные и косметиче­ские товары
  • Воздушные шары
  • Хозяйственные товары

Распоряжение Департамента торговли и услуг № 231 от 05.12.2013)