Сергей Иванов посоветовал справиться об окончании кризиса у гадалки

Финансовые власти никогда не скупились на предварительные расчеты и прогнозы. Осенью 2008-го, когда кризис до России только докатился, нам говорили, что он закончится уже к нынешнему лету. В начале 2009-го прогнозы стали пессимистичнее — независимые аналитики и представители власти заговорили о максимальном сроке продолжения кризиса в 3-5 лет. В середине зимы глава Минфина Алексей Кудрин вообще сделал чуть ли не катастрофическое предсказание: от настоящих финансовых потрясений российская экономика не сможет отойти лет 20-30.

   
   

Каким из этих прогнозов верить? Разобраться в этом не берутся даже профессиональные аналитики.

— Предсказать, когда закончится кризис, нельзя, — подтверждает экономист и публицист Михаил Хазин. — Что такое кризис? Это изменение ситуации в рамках действующей модели. Но уже сейчас понятно, что масштаб этого кризиса настолько велик, что он полностью изменит экономический механизм; соответственно, появится новый — но пока нет представления о том, какой он будет. Вариантов уйма — от победы мировой социалистической революции до совокупности большого количества националистических фашистских режимов в разных районах мира, которые будут воевать между собой. Просчитать все варианты развития ситуации невозможно.

Что касается простых россиян, они окончательно запутались в противоречащих друг другу заявлениях и давно перестали им верить. В конце концов бесполезность экономических предсказаний, похоже, начали признавать и в правительстве. Так, вице-премьер РФ Сергей Иванов, отвечая на вопрос о сроках окончания кризиса в России, заявил, что справляться об этом нужно «у гадалок, предсказателей и ясновидящих», передаёт «Интерфакс».

По признанию Иванова, на такой вопрос «никто ответ дать не может». В каждой стране кризис «носит определенный специфический характер», считает вице-премьер; например, у нас он продемонстрировал сильную сырьевую зависимость экономики. Напомним, российский бюджет действительно напрямую завязан на ценах на нефть — все расчёты в документе сделаны исходя из стоимости барреля в 41 доллар, что, кстати, не раз служило поводом для ярой критики бюджетной политики государства (о том, что будет с российской экономикой, если нефть подешевеет, читайте ЗДЕСЬ >>>).

Впрочем, Иванов не первым в правительстве начал отрицать правомерность каких-либо прогнозов по поводу хода кризиса. На прошлой неделе министр промышленности и торговли Виктор Христенко, выступая с лекцией перед студентами Академии народного хозяйства, отозвался об экономических предсказаниях как о «вещи увлекательной, но бессмысленной». Интересно, что произошло это через день после просьбы президента РФ Дмитрия Медведева к высшим чиновникам «поумерить языки» и не делать неоправданных прогнозов о сроках выхода из кризиса.