Заплатите за транзит. Европа продолжит платить за полеты над Сибирью

Россия продолжит получать деньги за транзитные полеты над своей территорией до тех

пор, пока нашим перевозчикам не разрешат возить пассажиров между городами Европы. Об этом aif.ru сообщил исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.    
   

Ранее об отмене компенсационных выплат за использование транссибирских воздушных трасс иностранными перевозчиками, которое должно последовать за возобновлением авиасообщения между Россией и Европой, заявил руководитель генерального директората по транспорту Еврокомиссии Хенрик Хололей. В ответ российские власти такую возможность отвергли.

Достоверных данных о размерах такого роялти нет. Разные источники называют суммы от 500 до 800 млн долларов в год. Считается, что в 2020 году, когда полеты были частично прекращены из-за коронавируса, выплаты сократились на 250 млн долларов.

«Система компенсационных платежей за полеты над нашей страной для транзитных рейсов иностранных перевозчиков сложилась еще полвека назад, когда СССР открыл для иностранных авиакомпаний удобные трассы, — рассказал Пантелеев. — Тогда же возникла система компенсационных платежей за то, что „Аэрофлот“ поделился своим исключительным правом доставлять пассажиров по маршрутам над Советским Союзом. Вот ее-то сейчас и хотят отменить европейцы». 

В те времена самолетам не хватало запаса топлива, чтобы без посадки добраться из Парижа в Токио, они садились для дозаправки в Шереметьево. Потом появились лайнеры с большей дальностью полета. Это сократило выручку советской авиации, вспоминает Пантелеев. Чтобы компенсировать эти потери, увеличили ставки компенсационных выплат. Дальше эту систему много раз трансформировали. Но суть оставалась неизменной: это всегда были деньги, которые платили непосредственно авиакомпании за то, что «Аэрофлот» — сначала единственный, а потом национальный перевозчик — не использовал свое монопольное положение, позволяя иностранным коллегам летать над Россией. Ни Евросоюз, ни Еврокомиссия к таким договоренностям никакого отношения не имеют. Поэтому добиваться отмены системы компенсаций они просто не вправе — они тут вообще ни при чем.

«Эти платежи всегда были радикально ниже экономии, которую получали авиакомпании за счет использования более коротких и удобных маршрутов, — объясняет Пантелеев. — Кроме этих денег, иностранные авиакомпании оплачивают еще и аэронавигационное обслуживание своих рейсов в российской воздушной зоне. За работу диспетчеров платят все самолеты, пролетающие над другими странами, а вот система транссибирских компенсационных платежей — это исключительно наша специфика, больше в мире такого нигде нет».

После возобновления авиасообщения с Европой отмена транссибирских платежей возможна, считает эксперт. Но для этого должен быть заключен договор об «открытом небе», который позволил бы российским авиакомпаниям выполнять рейсы между европейскими городами. По нынешним договоренностям это запрещено, наши лайнеры, как и европейские, обязаны в каждом рейсе точкой отправления или назначения иметь аэродром в свой стране. Если же отечественным авиаторам позволят выполнять рейсы Берлин — Париж, то будет справедливо отказаться от транссибирских компенсаций, добавляет Пантелеев.

   
   

«Пока же у нас „нулевой“ вариант — над Сибирью европейцы не летают, но и нам никаких компенсаций не платят, — заключает он. — Их авиакомпании несут потери, проигрывая конкуренцию азиатским коллегам, спокойно продолжающим летать над Россией. У отрасли в Старом Свете большие проблемы — экологические требования ставят под вопрос рентабельность коротких рейсов, зарабатывать на полетах в Азию им сейчас тоже трудно — удобные маршруты для них закрыты. Вот и думают, где и как можно выгадать хоть немного денег».