Зачем в Швеции собираются построить огромное парусное судно?

Категория:  Транспорт Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42 14/10/2020
Ответ редакции

Проектировщики рассчитывают, что это грузовое судно (1) будет двигаться только за счёт энергии ветра. Управлять жёсткими 80-метровыми парусами, сделанными из металла и композитных материалов, станет компьютер. Судно будет самым большим в истории парусником (длина 200 м). Пересечь Атлантику планируют за 12 дней, обычные суда делают это за 8 дней. Дольше, но зато не нужно тратиться на топливо – энергия ветра бесплатна.

   
   

В мире до сих пор ходят под парусами около 200 судов (яхты не в счёт). В основном это учебные или круизные корабли. И строят их до сих пор. В 2017 г. в Хорватии спустили на воду большой 5-мачтовый парусник Flying Clipper длиной 160 м (2) (для сравнения: наш барк «Седов» – 118 м). Cудно берёт на борт 300 пассажиров. Помимо парусов оно снабжено и обычными судовыми двигателями.

В Норвегии конструируют 190-метровый парусный корабль Vindskip, у которого парусом станет сам корпус (3). На начальном этапе корабль разгоняют обычными двигателями, работающими на сжиженном газе, а дальше для движения он использует ветер. Экономия топлива – 60%.

С 2008 г. контейнеровоз Beluga SkySails в виде дополнительной тяги использует большой воздушный змей (4). За один трансатлантический переход это позволяет ­сэкономить 20% топлива – почти на 20 тыс. долл.

В Германии грузовое судно E-Ship оснастили помимо обычных двигателей 4 турбопарусами (5) – это вращающиеся цилиндры, использующие эффект Мангуса, – при их обтекании ветром образуется сила тяги. Эта технология позволяет экономить до 40% топлива.

Оснащение грузовых судов парусами для дополнительной экономии топлива предлагали и в СССР. В 1980-х гг. появился проект переоборудования рудовоза «Зоя Космодемьянская» в гибрид – парусно-моторное судно (6). Но дальше проекта дело не пошло. Топливо в СССР особо не экономили.

Коллаж АиФ/Фото из соцсетей, youtube.com, korabley.net, рис. Г. ВОРОПАЕВА