Зачем смешивают две отрасли? Налоговая нагрузка на нефтянку доходит до 90%

Не успели в России принять бюджет следующего года, как начались подсчёты доходов и расходов года нынешнего в значимых отраслях. РБК, основываясь на оперативном докладе Счётной палаты, сообщил о снижении нефтегазовых доходов.

   
   

Однако тут же в спор вступил доцент Финансового университета при правительстве России Леонид Крутаков, который утверждает, что «никакого снижения поступления в бюджет нефтегазовых доходов нет. Наоборот — идёт рост взимания налогов с нефтяной отрасли России». Его статья «Виртуальная статистика Минфина» опубликована в «Ведомостях» сегодня. 

Приводя конкретные цифры, он показывает, что нагрузка на нефтяную отрасль выросла — правда, «не в абсолютном (абстрактном) показателе», а в реальном исчислении роста налогов на единицу произведённой продукции«. 

Но что происходит при расчётах Минфина? Объединяют две разных отрасли — нефтяную и газовую. И вот уже сокращение доходов бюджета. При этом общий сбор налогов по нефтяной отрасли (включая НДПИ, пошлины на нефть и нефтепродукты, НДД и акциз с демпфером) за январь — октябрь 2023 года составил 5,5 трлн рублей при плане по году в 6,3 трлн. Исполнение плана ожидается на уровне 6,642 трлн рублей, то есть 106%. А вот по газу, увы, выполнение плана (1,8 трлн рублей) составит, видимо, 2,2 трлн, или 66%.

Смешивая две отрасли воедино, считает Крутаков, появляется возможность аргументировать необходимость роста налоговой нагрузки на обе отрасли, хотя в реальности она возрастает только для нефти.

Помимо нефтегаза, используется ещё один обобщённый термин — углеводороды. 

«Но уголь, например, — это тоже ископаемое топливо. Почему тогда угольную отрасль, где налоговая нагрузка в 2,7 раза ниже, чем в нефтяной отрасли (29 и 78% соответственно), не смешивают с нефтегазом?» — задаёт риторический вопрос эксперт. И поясняет, что тогда общие поступления в бюджет окажутся ещё ниже. 

   
   

Сенсационный вывод, сделанный в медийном пространстве на основе доклада Счётной палаты, состоит в том, что нефтегазовые доходы федерального бюджета упали до минимума за 16 лет, составив 28,3% всех поступлений. Но это, по мнению Крутакова, сплошная казуистика, основанная на хитром соотношении с прошлым годом, когда рухнули цены на нефть. 

Мало того, под нефтегазовыми доходами бюджета подразумеваются не все налоговые сборы с нефтегазовых компаний, а только те налоги, которые прямо зависят от цены нефти. То есть другие налоги просто не включаются в расчёты — их записывают в «ненефтегазовые поступления». А между тем, они увеличивают общую нагрузку на нефтяную отрасль с 78 до 90%.

Кстати, согласно одобренному два дня назад Совфедом бюджету нефтегазовые доходы в 2024 году должны вырасти до 11,5 трлн рублей, что на 30%, или на 2,6 трлн, выше ожидаемых нефтегазовых доходов за 2023-й. При этом, обращает внимание Крутаков, более 1,3 трлн рублей из общей суммы прироста связано не с ростом добычи, цен или рентабельности, а с изменением налогового законодательства. И более 70% прироста придётся именно на нефтяную отрасль страны.