За нитки и за скидки. Почему Анкара торпедирует «Турецкий поток»

Официальные переговоры по «Турецкому потоку» между Москвой и Анкарой ещё не начинались, сообщил посол Турции в РФ Умит Ярдым

   
   

По его словам, переговоры по строительству «Турецкого потока» в тупик не заходили.

Война за нитки и за скидки

В четверг в СМИ появилась информация о приостановке переговоров России и Турции о реализации совместного газопровода, призванного исключить роль Украины как транзитера российского газа в ЕС. Как сообщили источники Reuters, Москва и Анкара никак не могут достичь компромисса по цене газа — турецкие власти требуют от российских коллег предоставления скидки в 10,25% на поставки 28–30 млрд кубометров топлива. 

По информации «Коммерсанта», «Газпром» и турецкая Botas спорят о параметрах скидки: российская сторона предлагает применять дисконт к контрактной цене газа, турецкая сторона настаивает на более выгодном для себя варианте применения скидки к базовой стоимости сырья. Анкара даже грозила Москве арбитражем, если вопрос со скидкой не будет решен как можно быстрее. 

Как признался посол Турции в России, цена на газ в переговорах по «Турецкому потоку» действительно является одним из факторов, но не решающим. 

Решающей преградой для строительства газопровода, судя по всему, является количество ниток трубы: России хотелось бы построить четыре нитки «Турецкого потока» суммарной мощностью 63 млрд кубометров в год (этого достаточно для того, чтобы избавиться от украинского транзита). Турецкие власти согласны на возведение только одной нитки газопровода. 

«И с российской стороны, и с нашей стороны есть документы, в которых просматривается одна нитка. <...> Обсуждается 15,5–16 миллиардов кубометров газа. Сейчас мы покупаем российский газ через Украину. Если мы сделаем эту линию, то будем получать не оттуда, а напрямую с этой линии. Конечно, если газ будет приходить к нам из России напрямую, нас это устроит», — отметил Умит Ярдым.

   
   

Решение о строительстве «Турецкого потока» Россия приняла после продолжительного торпедирования проекта «Южный поток» со стороны Еврокомиссии. После введения в эксплуатацию «ЮП» украинский транзит российского газа должен был быть сведён к нулю, но в ЕС сочли, что реализация данного проекта противоречит нормам европейского законодательства, а именно Третьего энергетического пакета, согласно которому одна и та же компания (а именно «Газпром») не имеет права одновременно осуществлять транспортировку газа и заниматься поставками топлива. Иными словами, законы ЕС предполагают разделение поставщиков газа с транспортными и распределительными компаниями.

Согласно первоначальным планам, география «Южного потока» начиналась в России, проходила через Болгарию, Сербию, Венгрию, Словению и заканчивалась в Италии с отводами в Хорватию. «Турецкий поток» должен пройти по дну Чёрного моря до Турции, затем по её территории до границы с Грецией, а дальше в Македонию, Сербию, Венгрию и, наконец, в Австрию, где находится важнейший газовый хаб Старого Света — Баумгартен. Если в рамках «Южного потока» за инфраструктуру, проходящую по суше, отвечала РФ, то в «Турецком потоке» решать вопрос с поставками топлива на турецкой границе предстоит заинтересованным сторонам, то есть европейским покупателям российского газа.

Завершением строительства газопровода мощностью 60 млрд кубометров принято считать 2020 год, как раз к этому времени истекает транзитный контракт с Украиной. Однако на данный момент «Турецкий поток» находится на самой начальной стадии своей реализации: пока что сторонам удалось только согласовать маршрут газопровода, также Анкара выдала Москве разрешение на инженерные изыскания по морскому участку «Турецкого потока». На этом договорённости заканчиваются.

На днях министр энергетики РФ Александр Новак признал, что сроки начала строительства «ТП» сдвинутся, если затянется процедура подписания необходимых соглашений. 

«Конечно, будут сроки сдвигаться, безусловно, это логично», — заявил глава Минэнерго, отвечая на вопрос, будет ли переноситься начало строительства трубопровода, если будет затягиваться подписание межправительственных документов.

«Если там строительство не начинается, соответственно, сроки сдвигаются», — добавил Новак.

Всё идёт не по плану

Сдвиги начала строительства «Турецкого потока» вместе с неопределённостью с подрядчиками (в середине июля «Газпром» расторг соглашение содним из главных подрядчиков «Турецкого потока» — итальянской компанией Saipem) ставят под сомнение введение в эксплуатацию газопровода в указанные сроки. В таком случае России придётся сохранить транзит через Украину, которая, кстати, неоднократно предупреждала о повышении тарифов на прокачку газа после того, как истечёт транзитный контракт между Киевом и Москвой. 

«Россия планировала запустить "Турецкий поток" в конце четвёртого квартала 2016 года, но похоже, что эти планы мало осуществимы. Переговоры России и Турции о стоимости газа напоминают ситуацию с проектом "Сила Сибири", по которому магистральный газопровод будет осуществлять поставки газа в азиатские страны из Якутии. Не все результаты переговоров с китайцами стали достоянием общественности. Нам неизвестна конечная стоимость газа, по которой РФ будет продавать энергоноситель Поднебесной, но обозначена довольно низкая цена 30-летнего контракта между Газпромом и КННК (Китайской национальной нефтегазовой корпорацией) в 400 млрд долларов. 

Вполне вероятно, что Турции стали известны нюансы и детали российского контракта с КНР и её правительство попыталось добиться выгодной для себя цены. Падение мировых цен на энергоносители по сравнению с прошлым годом сузило коридор допустимых понижений цены на газ. России сложно сохранить рентабельность своего газового коммерческого проекта по тем ценам, которые устраивают турецкую сторону», — говорит к. э. н., первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» Тамара Касьянова.