Взлёт разрешен. 90% самолетов-иномарок получили российские сертификаты

© / heychli / Shutterstock.com

Росавиация выдала сертификаты летной годности более 600 самолетам, ранее зарегистрированным в реестрах других государств, в основном в Ирландии и на Бермудах, но эксплуатируемых российскими авиакомпаниями. Это более 90% от общего количества таких лайнеров, оставшаяся незначительная часть воздушных судов находится на ремонте или проходит плановое техобслуживание, их состояние будет проинспектировано позже.

   
   

В свою очередь, правительство 28 декабря продлило на год, до 31 декабря 2023 года, действия сертификатов летной годности на самолеты иностранного производства, находящиеся в парке российских авиакомпаний.

Благодаря этим действиям «количество воздушных судов, имеющих сертификаты летной годности, стало достаточным для реализации авиакомпаниями России безопасных авиаперевозок, согласно заявленным полетным программам», говорится в сообщении Росавиации.

Наши авиакомпании в основном приобретали самолеты через механизм лизинга, одним из условий которого была регистрация бортов на Бермудах или Ирландии. Это общемировая практика дала сбой в марте, когда лизинговые компании, ссылаясь на санкции, потребовали вернуть лайнеры и отозвали сертификаты летной годности. Физически самолеты находились на территории России, но поднять их в воздух без сертификата было нельзя. По состоянию на конец февраля наши авиакомпании располагали более 1 тыс. бортов разного класса, из них 770 находились в лизинге. Одномоментное изъятие такого количества воздушных судов привела бы к коллапсу на рынке воздушных перевозок, но работа Росавиации обеспечила «бесперебойное функционирование авиатранспортной отрасли и исполнение требований воздушного законодательства РФ».

«Без сертификатов летной годности самолеты нельзя эксплуатировать, на них нельзя летать, — объясняет главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров. — Эти документы выдает сертифицирующий орган того государства, где зарегистрирован конкретный борт. На начало года 90% самолетов иностранного производства в нашей гражданской авиации принадлежало иностранным лизинговым компаниям и находилось в долгосрочной аренде у наших авиакомпаний. Иностранцы регистрировали эти самолеты не в России, а, в основном, в так называемых “авиационных офшорах”, в Ирландии и на Бермудах. Власти этих стран и выдавали нам сертификаты летной годности на каждый самолет, но весной, сославшись на санкции, они их отозвали. В результате появилась угроза, что наши самолеты юридически не смогут летать.

   
   

Поэтому сначала наше правительство продлило срок действия зарубежных сертификатов, а осенью был проведен аудит самолетного парка, после чего были выданы российские сертификаты летной годности. Это абсолютно правовые действия, Россия является полноценным членом международной организации гражданской авиации (ICAO) , мы имеем право самостоятельно проводить технический аудит и сертифицировать воздушные суда.

На безопасности полетов это никак не отразится, потому что, хоть формально ранее технический аудит проводился Ирландией и Бермудами, но фактически они не приезжали, а нанимали наших специалистов, которые и выполняли все работы. Эти же специалисты сейчас и проводят аудит, но только уже от имени РФ. Поэтому качество проверок, контроля состояния и технического обслуживания самолетов не изменилось».