«Вынуждены покупать у России». Как Украина загнала себя в «угольный тупик»

Фото: Сергей Аверин / РИА Новости

Из-за продолжающейся блокады Донбасса радикалами Украина поставлена перед необходимостью закупать уголь в России. Об этом в интервью американской телерадиокомпании «Радио Свобода»/ «Радио свободная Европа» заявил премьер-министр Украины Владимир Гройсман.

   
   

«Мы сегодня провели крупную встречу с украинскими металлургами, на долю которых приходится 17% промышленного производства в стране и 25% валютной выручки. Это мощная сфера нашей экономики, и когда просто перекрыт путь до украинских недр (это же украинский уголь, он принадлежит украинцам), то сегодня металлурги говорят, что сейчас очень важно законтрактовать необходимое количество угля, но для этого есть только два источника — либо Америка, либо Россия». Сегодня блокада фактически толкает все предприятия к тому, чтобы покупать уголь в России», — сказал Гройсман.

Ранее агентство УНН сообщило, что о необходимости закупок угля в России на встрече с главой правительства заявил генеральный директор предприятия «Азовсталь» Энвар Цкитишвили. Он пояснил, что ситуация, возникшая с началом блокады Донбасса и ответным введением ДНР и ЛНР внешнего управления на украинских предприятиях в Донбассе, вынуждает обратиться за углем к другим поставщикам — Австралии, США и России. При этом Цкитишвили признал, что российский вариант из имеющихся самый дешевый. Однако и в этом случае платить придется существенно больше, чем за уголь Донбасса.

Незаменимый антрацит

«Проблема угля» на Украине тянется с 2014 года, то есть с момента начала войны в Донбассе. Тогда правительство Арсения Яценюка доказывало, что Украина легко обойдется без угля с «неподконтрольных территорий».

Заявлялось, что потери будут компенсированы за счет поставок угля из ЮАР и Польши.

Но поставки из ЮАР обернулись коррупционным скандалом — цена на уголь оказалась слишком высокой. Что касается поставок из Польши, то проблема заключается в том, что польский уголь не может служить качественной заменой донбасскому.

В советские времена ТЭС на Украине логично строили под уголь-антрацит с Донбасса. Сегодняшних проблем тогда невозможно было представить и в кошмарном сне.    
   

Выдвигаются проекты «модернизации» ТЭС под газовый уголь из Польши, но большинство экспертов считают, что в конечном счете это приведет объекты энергетики к выходу из строя. Речь идет о станциях, обеспечивших в 2016 году 37 процентов от всего произведенного на Украине электричества. Тепловые электростанции являются основными «маневровыми мощностями», то есть, в отличие от АЭС и ГЭС, позволяют балансировать систему в периоды пиковых нагрузок.

Без Донбасса Украина не проживет?

В итоге проблему решили за счет «молчаливого» восстановления поставок угля с Донбасса, которым были обеспечены ТЭС и металлургические гиганты Украины.

И хотя радикальные политики регулярно заявляли о «зраде» в этом вопросе, поставки продолжались. Украинское правительство старалось эту тему не афишировать, как и объемы поставок с Донбасса.

Весной 2016 года министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик заявлял, что в ДНР и ЛНР закупается около 4 миллионов тонн угля, причем объяснял этот процесс заботой о шахтерах Донбасса и их семьях. При этом чиновники продолжали доказывать, что необходимости в этом угле нет, и от него всегда можно отказаться.

Реальное положение вещей вскрылось после того, как в январе 2017 года радикалы перекрыли железнодорожные пути, ведущие в Донбасс. Уже 15 февраля правительство ввело режим чрезвычайной ситуации в энергетике. Начали останавливаться металлургические предприятия в Донбассе, зависящие от поставок с Украины, и металлургические предприятия Украины, зависящие от поставок сырья из Донбасса.

Политика подавляет экономику

Самым простым решением в данной ситуации было бы силовое разблокирование железнодорожных путей. Однако Киев оказался не готов идти на жесткий конфликт с теми, кого использует в Донбассе в качестве карателей.

Как итог — ситуация продолжает ухудшаться с каждым днем. В ДНР и ЛНР ввели внешнее управление на промышленных предприятиях, которые до сих пор оставались под украинской юрисдикцией. Сейчас начата работа по их переориентации на новые каналы поставки сырья и рынки сбыта.

А Украина оказалась перед необходимостью закупать уголь у «российского агрессора».

При этом украинских деятелей беспокоят в этом вопросе довольно странные вещи. Так, заместитель министра «по вопросам временно оккупированных территорий» Георгий Тука на своей странице в соцсети написал: «Исходя из того, что срок поставки угля для металлургов из США будет длиться около трех месяцев, единственным реальным источником угля остается РФ. Вместе с тем, большая угроза того, что «российский» уголь будет поставляться из «отжатых» шахт Донецкой и Луганской областей, что приведет к прямой финансовой поддержке террористов со стороны Украины».

О прямой финансовой поддержке России, которую Киев постоянно именует «агрессором», Тука почему-то не упомянул. Впрочем, обращаться за помощью к России, не отказываясь от антироссийской истерии — этой политической линии Киев придерживается со времени прихода к власти нынешнего режима.