Выхода нет. Украина несет колоссальные потери от разрыва связей с Россией

В $98 млрд оценила Украина убытки от торговых ограничений со стороны Россией.

   
   

«Объемы торговли с Российской Федерацией, ранее являющейся крупнейшим торговым партнером, постепенно снижались с 2012 года (с 24,3% от общего объема торговли в 2012 году до 12,7% в 2015 году), в основном из-за введения незаконных и дискриминационных торговых ограничений, а потери в торговле для Украины составили около 98 млрд долларов», — говорится в обзоре торговой политики Украины в рамках ВТО. 

Потери от транзита

В своем докладе, опубликованном на сайте Министерства экономического развития и торговли, Украина отмечает, что в первом квартале этого года потеряла 48% объемов экспорта в страны Средней Азии и Кавказа. С отдельными государствами падение составило 70%. Виной тому транзитные ограничения, введенные Россией. С 1 января 2016 года в отношении украинских товаров вступили в силу таможенные пошлины, а также приостановлено действие зоны свободной торговли (ЗСТ) между Москвой и Киевом. Сделано это было для защиты российского рынка от наплыва продукции из Евросоюза. 

Поскольку Украине пришлось искать альтернативные маршруты для поставок своей продукции, транспортировка товаров подорожала на 30%. 

«Продление традиционных маршрутов транзита между Украиной и Казахстаном на дополнительные 900 километров привело к увеличению времени транспортировки товаров, на сегодня это исключает экспорт крупнейшему партнеру Украины в Средней Азии ряда украинских товаров, которые имеют короткий срок потребления (скоропортящихся товаров)», — говорится в докладе. 

Потери Украины превышают потери РФ от разрыва экономических связей между странами, говорят эксперты. Россия для Украины была главным покупателем: до охлаждения отношений Москвы и Киева доля РФ во внешней торговле Украины составляла 24,3%. В прошлом году — уже 12,7%.

«Ранее официальными властями Украины давались оценки, что потери страны от продуктового эмбарго России, составят примерно 0,4-0,6 млрд долларов только в 2016 году. Украина активно поставляла в Россию кондитерские, хлебобулочные, колбасные изделия, молочную продукцию. Вероятно, по итогам первого квартала 2016 года Киев в достаточной степени ощутил последствия от российского эмбарго, вступившего в силу с 1 января этого года. Пищевая промышленность Украины, в основном, работала на рынок стран СНГ и потеря России для неё невосполнима, по крайней мере, в ближайшей перспективе», — считает к.э.н., первый вице-президент «Российский клуб финансовых директоров» Тамара Касьянова.    
   

По словам партнера компании «Деловой фарватер», члена независимого экспертного центра «Общественная Дума» Сергея Варламова, потери Киева от разрыва экономических связей огромны по сравнению с теми, что несет Москва. Для РФ Украина не являлась ключевым торговым партнером, и заменить ее вполне возможно, хоть на это и нужны дополнительные расходы. При этом экспортируемые в Украину Россией товары можно перенаправить на другие рынки, чего в свою очередь не сможет сделать Украина, добавляет эксперт.

Альтернатив России нет

Надо сказать, что объемы украинского экспорта начали «проседать» еще до введения Москвой защитных мер. В 2015 году на внешние рынки Украина продала на 30% меньше товаров, чем годом ранее. Экспорт в страны СНГ, то есть на ключевые для Киева рынки, начал последовательно сокращаться в 2014 году — по сравнению с 2013-м годом объем снизился на 9 млрд долларов (до 18 млрд долларов). В прошлом году Украина поставила в СНГ продукции всего на 7 млрд долларов. 

Заместить РФ европейским рынком не представляется возможным, в частности, из-за развитой конкуренции в Европе в пищевом секторе экономике, подчеркивает Тамара Касьянова. «Украинским предприятиям и бизнесу будет трудно не то что нарастить долю в странах Евросоюза, но даже как-то заявить о себе. Затраты крупных иностранных пищевых консорциумов на рекламу и продвижение исчисляются в миллиардах долларов, вряд ли у украинских предприятий пищевой промышленности есть похожий свободный денежный ресурс, который они могли бы вложить для «захвата» небольшой доли на рынке Европы», — рассуждает она. 

С коллегой соглашается Сергей Варламов: для Украины рынки, альтернативные российскому, отсутствуют. Ни Евросоюз, ни США в таком количестве украинских товаров не заинтересованы. «А для входа на азиатские рынки и реализации необходимого объема продукции на них у Украины уйдет около 8-10 лет в лучшем случае. Но для этого сначала потребуются существенные расходы, ресурсов для которых у страны сейчас нет», — указывает эксперт.