Из-за несовершенства методик по составлению документации при строительстве дорог сохраняются «чёрные дыры», где исчезают бюджетные средства. Об этом заявил президент Владимир Путин на заседании президиума Госсовета по вопросу совершенствования сети автодорог, которое прошло сегодня в Новосибирске.
Но участники заседания, губернаторы и члены правительства, всё равно просили добавить денег на отрасль, в том числе за счёт увеличения акциза на топливо, который идёт в дорожные фонды, ещё на 1 руб.
Мост — на купюру?
До начала совещания глава государства принял участие в открытии нового моста через Обь. Бугринский мост (название ему придумали сами новосибирцы) называют уникальным. У него самый большой в России и СНГ арочный пролёт — 380 метров — и самая большая в мире сетчатая арка. Общая площадь моста около 2 км. Его строили почти 5 лет, на сооружение потрачено более 17,1 млрд руб.
Новый мост снизит нагрузку на уже два имеющихся в городе моста, построенных ещё во времена СССР, и свяжет две федеральные трассы — М51 «Байкал» (Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск) и М52 «Чуйский тракт» (ведёт из Новосибирска через Алтай к границе с Монголией). На открытии моста мэр Новосибирска Анатолий Локоть предложил выпустить ограниченным тиражом купюру с изображением строения по примеру Красноярского моста, который был размещён на десятирублёвке. Путин пообещал поговорить на этот счёт с Центробанком. После он немного пообщался со строителями моста, поблагодарил их за работу. Президент заметил, что каждый на своём месте должен мотыжить свой участок, как святой Франциск. Это одна из любимых фраз главы государства. Он уже не первый раз упоминает в своей речи подобное сравнение с великим тружеником Христианской церкви.
Золотой песок
Судя по выступлению президента на заседании Госсовета, далеко не все занятые в дорожной отрасли мотыжат этот свой участок достаточно хорошо. Одной из самых главных проблем, по мнению Путина, является соотношение цены и качества при строительстве дорог. На дорожную отрасль отправляются значительные средства, но отдача от этих вложений порой малоэффективна.
Особенно президент прошёлся по стоимости некоторых материалов. За последние 5 лет рост цен на щебень — 46 %, на песок — 79,7 %. «Это что, у нас инфляция такая? — удивился Путин. — При перевозке песка в другой регион его стоимость возрастает на 90 %. Так и напрашивается вопрос о коррупционной составляющей», — добавил он. Также удивление президента вызвало слишком медленное появление в отрасли инноваций. «Это странно даже, — заметил он, — был на выставке (выставка достижений и современных технологических решений в области дорожного хозяйства в экспоцентре Новосибирска), технологии есть, материалы есть, но по бюрократическим причинам их не используют…»
После главы государства слово взял президент Татарстана Рустем Минниханов. Главным в его выступлении был следующий посыл: в региональных дорожных фондах нехватка средств в том числе и потому, что поступление акцизов за нефтепродукты идёт ниже запланированного.
Чтобы пополнить фонды, он предложил направить в региональные бюджеты ту плату, которую платят за перегруз тяжёлые грузовики за проезд по федеральным трассам. Другие предложения — взимать плату за проезд со всего грузового транспорта и увеличить акциз на все виды ГСМ на один рубль. С последним предложениeм согласились и практически все выступавшие следом. Что касается новых технологий, то в ходе совещания было высказано предложения чаще использовать цементнобетонное покрытие вместо традиционного асфальтобетонного.
Своим опытом поделился губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. В области строительства дорог применяются щебёночно-мастичные асфальтобетоны. Себестоимость выросла на 30 %, но ни одна дорога за 13 лет не вышла из строя. В целом президент потвердил задачу, поставленную 2 года назад, по удвоению сети дорог к концу этого десятилетия.
Правда, министр транспорта РФ Максим Соколов заметил, что даже на федеральном уровне в связи со спадом экономики с этим могут возникнуть определённые трудности. Только в этом году снижение затрат на эти цели на федеральном уровне — 36 млрд руб.