Возрождение «Южного потока». Согласится ли ЕС на строительство газопровода

Евросоюз допускает возобновление реализации российского газопровода «Южный поток». По словам посла ЕС в РФ Вигаудаса Ушацкаса, это возможно при условии полного соблюдения требований Третьего энергетического пакета (ТЭП).

   
   

«Как вы знаете, не Европейский союз принял решение отказаться от реализации проекта «Южный поток». Мы, как и ранее, остаёмся привержены принципу диверсификации маршрутов и источников поставок энергоресурсов. Если проект будет возобновлён, то его реализация должна идти в полном соблюдении Третьего энергопакета и других законодательных актов ЕС», — заявил Ушацкас РИА «Новости».

Потоки разбирательств

Миссией газопровода «Южный поток» было сведение к нулю транзита российского газа через территорию Украины. Труба мощностью 63 млрд кубометров в год должна была пройти через РФ, Болгарию, Сербию, Венгрию, Словению, Австрию, Италию с отводами в Хорватию. Ожидалось, что полностью проект будет реализован к 2018 году, то есть к моменту окончания транзитного контракта между Москвой и Киевом.

Летом 2014 года на фоне охлаждения отношений с Россией Евросоюз заморозил работы по «Южному потоку». Свои претензии к газопроводу Брюссель объяснил несоответствием газопровода нормам Третьего энергетического пакета (ТЭП), согласно которому одна и та же компания («Газпром») не может одновременно осуществлять транспортировку газа и заниматься поставками топлива. Более того, в Брюсселе настаивают на том, чтобы Россия допустила к трубопроводу сторонних экспортёров. Иными словами, строит «Южный поток» Москва, а пользуются им другие поставщики, например, азербайджанские.

А в декабре 2014 года РФ отказалась от реализации «ЮП», но не от идеи поставлять газ в страны Европы в обход Украины. Было принято решение о строительстве к 2020 году «Турецкого потока» (мощностью 60 млрд кубометров). Его география начиналась в РФ, проходила по дну Чёрного моря до Турции, а оттуда — до границы с Грецией, дальше — в Македонию, Сербию, Венгрию и, наконец, в Австрию, где находится важнейший газовый хаб Европы — Баумгартен. При этом, если в рамках «Южного потока» за инфраструктуру, проходящую по суше, отвечала РФ, то в «Турецком потоке» решать вопрос с поставками топлива на турецкой границе предстоит заинтересованным сторонам, то есть европейским покупателям российского газа.

Однако кризис в отношениях на этот раз с Анкарой поставил под сомнение реализацию и «Турецкого потока».

«На сегодняшний день реализация «Южного потока» целиком и полностью зависит от вектора развития геополитической ситуации, связанной с Турцией, а вернее, с тем, насколько устойчивым окажется режим администрации Эрдогана. В случае, если под давлением внутренних политических сил и извне, со стороны Европы и США, Анкара начнёт вести менее самостоятельную и агрессивную политику в регионе, я не исключаю, что вполне можно говорить о возобновлении диалога о реализации «Турецкого потока», который в принципе отменяет необходимость в альтернативных трубопроводах, в том числе и в „ЮП“», — рассуждает Артём Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets.

   
   

По оценке члена независимого экспертного центра «Общественная дума», эксперта компании «Деловой фарватер» Сергея Литвиненко, шансы на возрождение «Южного потока» малы. «Нормы Третьего энергопакета невыгодны для проекта. Вписаться в них будет крайне затруднительно. Кроме того, нужно будет опять начинать поиск инвесторов и сторонников среди европейских стран, а их сейчас не хватает. При этом очень высока вероятность, что проект так и не воплотится в жизнь, поэтому экономически нецелесообразно осуществлять дополнительные расходы по его возрождению», — считает он.

Кроме того, до истечения транзитного контракта с Украиной осталось всего три года. Ввести в эксплуатацию газопровод к этому сроку не удастся. Не получится уладить споры с ЕС, одобрить все технические и законодательные моменты и закончить строительство «Южного потока». «Чтобы успеть к 2019 году, нужно начинать строительство уже сейчас и проводить его быстро. Но даже если и удастся добиться возобновления «Южного потока», то на это уйдёт по меньшей мере ещё год», — подчёркивает Литвиненко.

Напомним, что параллельно с разговорами о возобновлении «Южного потока» развивается обсуждение строительства второй ветки другого российско-европейского газопровода — «Северного потока». Сейчас его активно лоббируют Германия и Австрия, а европейские периферийные страны (например, Польша) сопротивляются, призывая к обеспечению энергетической безопасности. По их мнению, вторая ветка «Северного потока» может им навредить.

«Сейчас говорить о перспективах «Южного потока» можно исключительно в контексте развития диалога по потокам «Северному» и «Турецкому». Последний пока что рано списывать со счетов, поскольку его реализации мешают острые политические противоречия между Москвой и Анкарой, после охлаждения страстей к этому вопросу стороны вполне могут вернуться», — резюмирует Деев.