Вирусный кризис. Мир ожидает тяжелейшая со времен Второй мировой рецессия

Всемирный банк. © / Xinhua / www.globallookpress.com

Всемирный банк (ВБ) ухудшил прогноз по российской экономике — в этом году она рухнет на 6%. Полгода назад ВБ ожидал, что ВВП РФ вырастет на 1,4%. 

   
   

Кризис оставит долгосрочные шрамы

До вспышки коронавируса, обвала нефтяных цен, карантинных ограничений, взлета безработицы Всемирный банк прогнозировал рост мировой экономики на уровне 2,5%. В своем последнем докладе «Перспективы мировой экономики» организация предупреждает о сильнейшем со времен Второй мировой войны спаде глобального ВВП — на 5,2%.

«Это глубоко отрезвляющий прогноз, поскольку кризис, вероятно, оставит долгосрочные шрамы и создаст серьезные глобальные проблемы», — считает вице-президент организации Джейла Пазарбашиоглу.

По мнению профессора кафедры Банковского дела университета «Синергия» Алексея Болонина, выходу из кризиса будет способствовать стимулирование платежеспособного населения к покупкам. Это поддержит производство. Но не все так просто — доходы населения по всему миру снижаются, люди остаются без работы и средств к существованию. Тот же Всемирный банк не исключает, что из-за пандемии COVID-19 число людей, живущих в крайней бедности, увеличится еще на 60 миллионов человек. Для понимания: это население такой страны, как Италия. 

Доцент Департамента мировой экономики и мировых финансов Финуниверситета при Правительстве РФ, кандидат экономических наук Валерия Минчичова считает, что стадия кризиса может закончиться с полным снятием ограничений на перемещение трудовых услуг, товаров, капитала. По ее оценке, как минимум эта фаза продлится до середины осени, и то при условии, если не будет второй волны распространения коронавируса. 

У экономического цикла есть несколько стадий: один из них — собственно, кризис. Следует за ним депрессия. И вот она для мировой экономики может затянуться надолго. «Мировой экономике предстоит пережить приостановку спада в производстве, достижения ценами минимума, особенно при ликвидации товарных запасов, максимума безработицы», — рассуждает Минчичова. 

Как полагает Болонин, легче экономические проблемы переживут те страны, которые поддерживали платежеспособный спрос населения и хотя бы на уровне точки безубыточности компенсировали расходы компаний.

   
   

«Если же в стране не поддерживается платежеспособный спрос населения подобными выплатами, компаниям не из чего возмещать свои издержки, и они лишены не только возможностей инвестировать в создание нового продукта, но и просто не могут ответить по своим обязательствам, то в конце концов компании уходят с рынка, в государстве начинается волна банкротств», — указывает Болонин.

«Население развитых и близких к ним стран (к которым относится и Россия) гораздо больше подготовлено к этому кризису, чем к предыдущим: накоплены сбережения, настроена система социальной поддержки, многие отрасли начали переход к удаленной работе и автоматизации многих процессов», — добавляет Минчичова.

А как из кризиса будет выходить Россия?

Как и во всем мире, в России разрабатываются меры поддержки из-за пандемии экономики. 

По мнению Валерии Минчичовой, наша страна основательно подготовилась к кризису: накоплены серьезные международные резервы, которые покрывают весь внешний долг: и государственный, и корпоративный; настроено регулирование курса рубля; в экономику встроены механизмы сглаживания резких скачков цен на энергоресурсы. К тому же РФ уже адаптировалась к изоляции экономики из-за санкционного режима, действующего уже шесть с лишним лет.

«План восстановления экономики включает 500 мероприятий и оценивается в сумму порядка 8 триллионов рублей в 2020-2021 годах, из них 6 триллионов — чистые траты бюджета, остальное — инвестиции. Согласно плану Правительства России экономика должна восстановиться к декабрю 2021 года. Но есть нюансы: поддержка малого и среднего бизнеса практически не предусмотрена, соцвыплаты составят малую часть расходов плана, большинство мероприятий поддержки отраслевые, направленные на крупнейшие компании. И главное — административная нагрузка на бизнес будет сниматься через цифровизацию регулирования», — отмечает Валерия Минчичова. 

Если говорить о конкретных сроках завершения фазы кризиса, не беря в учет депрессию, то это, как полагает эксперт, сентябрь-октябрь этого года. При условии начала второй волны пандемии — весна 2021 года. «Если прогнозировать окончание фазы депрессии и начала оживления мировой экономики — то это горизонт не ранее начала 2022 года. Текущий кризис возник одновременно во всех странах мира, опыта борьбы с ним нет ни у кого. Сопутствующий ему кризис падения цен на энергоресурсы оставляет страны-экспортеры нефти, газа и угля в еще более уязвимой ситуации», — подчеркивает экономист.