С началом пандемии коронавируса многие товары подорожали. А что подешевеет после того, как коронавирус будет побежден? АиФ.ru спросил у экспертов.
Недвижимость
Распространение коронавирусной инфекции запустило цепочку негативных экономических процессов: государства вводили карантинные меры и закрывали производства, из-за чего экономики стали замедляться и снизился спрос на углеводороды, важнейший экспортный товар России. Нефтяные котировки опустились, уменьшились и нефтегазовые доходы РФ. К тому же из-за нерабочего периода тысячи людей остались без работы. По данным Росстата, в апреле число безработных в нашей стране увеличилось на 800 тысяч человек, до 4,8 млн.
В кризисы традиционно дешевеет недвижимость: из-за падения доходов меньше людей могут позволить себе улучшить жилищные условия. Падает спрос, следом падает стоимость квадратного метра.
По мнению экономиста Александра Клишина, после снятия карантинных мер цены на недвижимость снизятся.
«Если вы давно задумывались о покупке квартиры, то после снятия карантина смело можете воплощать это желание в жизнь: цены как на первичку, так и на вторичку существенно снизятся. Причина — падение спроса, потребители будут совершать покупки более осмотрительно, отдавая предпочтение самому необходимому. Риелторам в связи с этим придется снизить стоимость жилплощади. Цены на новостройки упадут процентов на 15, на рынке вторички — и того больше, процентов на 20-25», — прогнозирует эксперт.
Кстати, по его словам, аналогичный сценарий будет и на рынке аренды жилья. Во-первых, из-за нерабочего периода и режима самоизоляции многие квартиросъемщики оставили арендованное жилье и перебрались на родину. Во-вторых, сейчас бизнес стремительно осваивает удаленный формат работы. Иногородние сотрудники могут не вернуться в мегаполисы, а значит, прежнего спроса на съемные квартиры уже не будет.
Туристические продукты
Единого мнения насчет будущих цен на туристические продукты нет. Одни эксперты допускают, что путешествовать после пандемии смогут только богатые люди. Другие не исключают, что после простоя участники туристического рынка, наоборот, начнут демпинговать, чтобы хоть что-то заработать.
«Из-за низкого спроса на услуги авиакомпаний они вынуждены балансировать на грани банкротства. Стоимость авиабилетов низкая и может чуть позже еще снизиться. Так, некоторые авиакомпании уже объявили о снижении цен на билеты. Правда, это касается только внутренних рейсов. Также пойти на снижение цен из-за уменьшенного спроса вынужден и гостиничный бизнес, многие предлагают скидки», — отмечает директор Центра исследований и экспертиз Департамента ПРЭД Финансового университета при правительстве РФ, кандидат юридических наук Венера Шайдуллина.
«После снятия всех ограничений пережившие пандемию отели, в том числе высокого класса, запустят целую серию акций и спецпредложений», — согласен Клишин.
Кинотеатры, музеи, рестораны
Во время ограничительных мер соотечественники затянули пояса. Как выяснили эксперты рекрутингового портала Superjob, 44% россиян существенно сократили расходы на обувь и одежду, 39% начали экономить на поездках, 37% — на косметике.
Реальные располагаемые доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на уровень инфляции, — прим. ред.) в этом году снизятся на 3,8%, прогнозирует Министерство экономического развития РФ.
Скорее всего, граждане продолжат экономить и покупать только товары первой необходимости. «Из-за снижения спроса у населения на все, что не относится к жизненно необходимому, после пандемии снизятся цены на билеты в театры и кинотеатры, музеи, на концерты и выставки. Поэтому любители культурного отдыха после снятия всех ограничительных мер смогут позволить себе больше», — считает Клишин.
В свою очередь, Венера Шайдуллина полагает, что после снятия карантинных мер многим ресторанам и кафе придется снижать стоимость блюд и напитков. «Это связано с тем, что из-за пандемии коронавируса никто не посещает заведения», — говорит эксперт.
Люкс-товары
Дешеветь, по словам Шайдуллиной, будут и товары премиум-класса: из-за снижения спроса. «Тут речь идет не только об элитном алкоголе, но и об одежде, бытовой технике и многом другом», — объясняет она.
Маски и антисептики
С началом пандемии COVID-19 резко подскочил спрос на медицинские маски и антисептические средства. По данным Министерства промышленности и торговли, россияне покупают порядка 3,5 миллиона масок в сутки. На фоне возросшего спроса маски подорожали в несколько раз.
«Сейчас больной вопрос — маски и санитайзеры. Но после завершения пандемии цены на них с высокой долей вероятности вернутся к прежнему уровню», — указывает Клишин.
Кстати, маски, по словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, уже подешевели с 55 до 18 рублей за штуку.
«Появление на рынке большого количества российских масок в разы понизило розничные цены. Если в апреле одна маска в среднем по стране стоила 50-55 рублей, по данным ФНС, то сейчас это уже 18 рублей. И мы прогнозируем дальнейшее снижение цены», — цитирует министра РИА Новости.
Техника, спорттовары, автомобили
По мнению директора Института бизнеса университета «Синергия» Кирилла Плохих, из-за падения спроса снизиться могут цены даже на импортные товары.
«У крупных сетевых продавцов возможны скидки. Например, распродажа спортивных товаров. Дело в том, что магазинам нужно освобождать склады под новые партии. Акции будут и на бытовую, компьютерную технику, автомобили. Из-за снижения платежеспособного спроса населения к лету как минимум на 20% привычного наплыва клиентов компании не увидят. Желая остаться на плаву, предложат большие скидки немногочисленным покупателям», — рассуждает эксперт.