Глава ЦБ Эльвира Набиуллина предложила шесть направлений борьбы с бедностью в России. Это снижение инфляции, ограничение долговой нагрузки, кредитные каникулы, борьба с мошенничеством, льготные вклады и повышение финансовой грамотности. Никакие из этих мер не способны искоренить бедность в России, хотя и будут полезны множеству людей, считают опрошенные aif.ru эксперты.
Налог на бедных
Выступая в Госдуме, Эльвира Набиуллина справедливо назвала инфляцию «налогом на бедных», поскольку состоятельные люди могут отыграть рост цен за счет подорожания своих активов, например, ценных бумаг или недвижимости.
«Снижение инфляции в последние полгода — хорошо, но это результат не только высокой ключевой ставки ЦБ, но и работы Федеральной антимонопольной службы, Минэнерго и других министерств и ведомств. Они стали более активно вмешиваться в ценообразование товаров и услуг, включая продукты питания и топливо», — говорит эксперт.
По-настоящему решает проблему бедности только создание хорошо оплачиваемых рабочих мест, а это не входит в прямые обязанности Центробанка, добавил Беляев. ЦБ лишь косвенно влияет на этот процесс, причем жесткая денежно-кредитная политика регулятора скорее препятствует росту производства, чем помогает, заметил он.
«Экономика у нас сейчас растет скорее вопреки высокой ключевой ставке, так как ее подпитывают повышенные расходы правительства на оборонно-промышленный комплекс, а вместе с ним развиваются и сопутствующие производства. Таким образом, и в рекордно низкой безработице тоже заслуги Центробанка нет», — сказал Беляев.
Слабый рубль
«Дорогой кредит действительно удерживает людей от дополнительных трат, спрос оказывается ниже, что препятствует росту цен. Вместе с тем, значительная часть товаров у нас по-прежнему импортная и приобретается за рубежом для перепродажи в Россию на заемные средства. Поэтому высокая ставка и дорогой кредит делают цену этих товаров для россиян выше. Значительный вклад в инфляцию внесло ослабление курса рубля, которое допустил ЦБ. Также Центробанк не смог предотвратить утечку капитала за рубеж, что дополнительно ослабило рубль», — перечислил эксперт.
Регулированием кредитной нагрузки ЦБ предотвращает разорение заемщиков, и в этом смысле такие меры могут считаться борьбой с бедностью. А вот создание финансовых инструментов для людей с низкими доходами — нет, убежден профессор Сафонов.
«Социальный вклад подразумевает, что у человека есть накопления. Но у бедных людей никаких накоплений нет, у них все средства уходят на текущее потребление, да и тех не хватает. Любые финансовые инструменты, пусть даже самые льготные, неинтересны людям с низкими доходами. Процент с тех мизерных сумм, которые они могут положить в банк, ничего не поменяет в их жизни», — пояснил он.
Командная игра
У Центробанка нет ресурсов и полномочий для того, чтобы решать проблему бедности,
«Эльвира Набиуллина сказала в Госдуме о тех мерах, которые ЦБ может предложить со своей стороны — не менее, но и не более того. Тяжесть решения основных задач все равно лежит на правительстве, особенно ключевой вопрос: как внутри страны перераспределяется благосостояние, то есть сырьевая рента и продукция внутреннего производства. Меры ЦБ могут лишь облегчить положение бедных людей», — подчеркнул он.
Потенциально самым полезным пунктом из списка главы ЦБ Надоршин назвал повышение финансовой грамотности. Так или иначе, этот процесс идет уже три десятка лет, а его результаты нельзя назвать блестящими. Столь же бесконечна и неоднозначна борьба с инфляцией, которая сама по себе не делает бедных людей богаче, а лишь создает для этого условия в виде низких темпов роста цен. Так, в 2000-е годы инфляция в России была двузначной, а уровень бедности снижался, напомнил эксперт.
«Что касается разных льгот, то банкирам невыгодно давать высокие ставки бедным на множество мелких вкладов, поскольку для них „оптом дешевле“. Попытки государства переложить расходы на льготы по социальным вкладам и кредитным каникулам на банки неизбежно приведут к тому, что уже сами банки переложат их на клиентов из среднего класса. Либо банки начнут банкротиться, когда наберется критическая масса льготников и неплательщиков на каникулах. И, кстати, тогда снова пострадавшими окажутся люди со сбережениями», — заключил Евгений Надоршин.