«Нужно совершенствовать и делать справедливыми механизмы оплаты труда педагогов. Прежде всего, заметно увеличить доходы учителей в тех регионах страны, где они существенно ниже, чем в среднем по стране», — заявил Владимир Путин на заседании Госсовета. Президент добавил, что труд педагога должен оплачиваться по понятным правилам. Сейчас зарплата педагога складывается из двух частей: это базовый оклад, который зависит от должности, и стимулирующие надбавки.
«В советское время соотношение оклада и надбавок было 70 к 30, — говорит Сафонов. — Сейчас пропорция зачастую обратная: низкие оклады на уровне МРОТ и надбавки. Школы зачастую используют надбавки, чтобы не нести обязательства перед учителем: оклад они обязаны выплатить, а остальное — нет. В Трудовом кодексе РФ содержатся правила, по которым правительство имеет право установить базовые оклады для бюджетников. Однако пока оно этим правом не воспользовалось, хотя мера могла бы решить проблемы, обозначенные президентом».
По словам Сафонова, стоило бы увеличить размер оклада и сократить количество надбавок до пяти. В первую очередь, дополнительное денежное стимулирование педагог должен получать за работу с отстающими детьми и учениками с ограниченными возможностями здоровья. Это позволило бы выровнять образовательный уровень класса. Следующие надбавки могут выдаваться за стаж и освоение новых методов преподавания. Также могут применяться районные надбавки по аналогии с северным или уральским коэффициентом. И, наконец, пятую надбавку эксперт предлагает выплачивать тем, кто работает в сельских территориях. Это помогло бы отчасти решить проблему с оттоком кадров из глубинки в мегаполисы.
«Для чего в свое время придумали районные коэффициенты? Чтобы призывать работать людей в те или иные территории хотя бы временно. Нужно развивать вахтовый метод в образовании: создать условия труда, когда учитель сможет заключить контракт на пять-семь лет, получить подъемные, а также гарантию повышенной зарплаты. Тогда кадры будут даже в отдаленных территориях страны. Этот метод, кстати, может работать не только в образовании, но и в медицине», — уверен спикер.
Собеседник aif.ru указал на еще одну деталь: современные педагоги крайне загружены отчётностью. Времени едва хватает на базовую программу, а огромное число отчетной документации не улучшает качество образования детей.
«Нужно снять с учителя огромный объем работы, которая никак не оплачивается. Тогда, возможно, удастся привлечь больше людей, в том числе, молодых, в ряды педагогов», — резюмировал экономист.