По данным Генеральной прокуратуры, общая стоимость предприятий, относящихся к военно-промышленному комплексу и возвращенных государству, составила свыше 333 миллиардов рублей. Эксперты aif.ru объяснили, будет ли продолжен процесс «деприватизации» ВПК и как он отразится на самих оборонных заводах.
Из-под чужого влияния
По данным Генеральной прокуратуры РФ, «резиденты недружественных государств, получив предприятия ВПК в обход запретов, способствовали их уничтожению и нанесению ущерба обороноспособности России». Об этом генеральный прокурор РФ Игорь Краснов заявил в интервью «Коммерсанту».
По мнению экспертов, ситуация, когда предприятия, относящиеся к критически важным для обороноспособности страны отраслям (металлургия, станкостроение и т. д.), переходили под контроль иностранных акционеров, не могла оставаться неизменной, учитывая текущие события.
«Информация о возможности возвращения ранее приватизированных стратегически значимых предприятий (в основном в сфере ВПК) в управление государством стала появляться еще до начала боевых действий на Украине, — напоминает доцент базовой кафедры управления инновационной и промышленной политикой РЭУ им. Г. В. Плеханова Максим Максимов. — Во многих случаях речь шла об элементарном выживании уникальных производств, которые под управлением частного капитала стремительно деградировали и оказались на грани полного краха».
Так что действия государства оказались своевременными и эффективными.
Толчок в развитии
«Полагаю, что национализация была проведена не ради самой процедуры, — считает Максим Максимов. — Очевидно, имеется внятная стратегия модернизации и развития производств».
По его мнению, одной из главных причин, запустившей механизм возвращения, являлась неспособность предприятий выполнять государственный оборонный заказ в необходимых объемах и сроках. В этой связи можно быть уверенным в том, что национализированные производства будут интегрированы в общий механизм деятельности ВПК. К тому же вывод этих предприятий на траекторию роста не должен занять длительное время.
«С высокой долей вероятности можно говорить о горизонте в 3-5 лет, необходимых для технического и технологического перевооружения большинства национализированных предприятий», — считает Максимов.
«Следует ожидать проведение модернизации оборудования и производственных процессов, — отмечает эксперт. — На предприятиях под госконтролем в дальнейшем будут совершенствоваться условия труда работников и разрабатываться специальные дополнительные социальные льготы. Основная задача государственного управления — сделать все, что может помочь увеличить эффективность производства».
В рамках целесообразности
В целом эксперты считают, что «ковровой деприватизации» не ожидается. Более того, на сегодняшний день такая практика не решит основных задач по трансформации национальной экономики и может только навредить процессам ее развития. Однако точечные процедуры национализации не только вероятны, но и желательны, для того, чтобы частные владельцы более ответственно относились к управлению предприятиями и прекратили практики (которые, следует признать, все еще достаточно часты) выжимания производственных ресурсов до их полного истощения.
Напомним, что ранее были переданы государству акции трех крупных предприятий — Челябинского электрометаллургического комбината (ЧЭМК), «Кузнецких ферросплавов» и Серовского завода ферросплавов, ранее принадлежавших местному олигарху Юрию Антипову. До этого аналогичные решения были приняты в отношении Климовского специализированного патронного завода (КСПЗ) и Ивановского завода тяжелого станкостроения (ИЗТС).