Хотя объем взаимной торговли России и США обновил минимум с начала спецоперации на Украине, у Москвы остаются в запасе серьезные экономические санкции против Соединенных Штатов. Они уже обсуждаются и ждут своего часа, рассказали aif.ru эксперты.
Чем Россия торгует с США
За минувшие полтора года американцы сократили экспорт своих товаров в Россию до 36 миллионов долларов в месяц. В результате по итогам июля 2023 года товарооборот между РФ и США упал до 277 миллионов долларов — это примерно в 10 раз меньше, чем было перед началом СВО на Украине. Вашингтон запретил ввоз российских нефти и нефтепродуктов, алмазов, морепродуктов, ввел заградительные тарифы на импорт стали, алюминия, резины и древесины.
Оставшиеся 240 миллионов долларов товарооборота получаются благодаря продаже американским компаниям ядерного топлива, сельскохозяйственных удобрений и чрезвычайно ценных для промышленности металлов платиновой группы, в том числе палладия и родия. Их применяют в химической и автомобильной отраслях в качестве катализаторов.
Еще в 2021 году США занимали пятое место среди крупнейших торговых партнеров
Куда идут деньги
«Россия поставляет в Америку товары с низкой добавленной стоимостью. Дальше из них получается конечная продукция с высокой добавленной стоимостью. Часть этой стоимости уходит на налоги, которые тратятся, в том числе, на оружие для убийства русских», — говорит профессор Кричевский.
Если продукция сельскохозяйственного назначения, к которой относятся и минеральные удобрения, формально не подпадает под санкции, то поставки ядерного топлива и металлов платиновой группы гуманитарными признать нельзя. И то, и другое может иметь отношение к производству оружия, в том числе и того, которым американцы снабжают украинскую армию.
Кому будет хуже
Досрочное расторжение договоров с американскими компаниями о поставках ядерного
«Дело в том, что контракты на поставку ядерного топлива заключены не с государством США, а с частными предприятиями. АЭС в Соединенных Штатах — это 96 энергоблоков и десятки эксплуатирующих компаний. С ними были заключены долгосрочные коммерческие соглашения, обычно сроком на 10 лет, и было это задолго до текущих событий. В документах прописаны штрафные санкции за досрочное расторжение в одностороннем порядке, сколько именно — коммерческая тайна, но суммы там немалые», — заявил aif.ru Марцинкевич.
Несмотря на санкции, Россия, наряду с Казахстаном и Канадой, является крупнейшим поставщиком ядерного топлива для компаний США. В том числе — для атомных реакторов нового поколения, которым требуется уран с высоким уровнем обогащения в 19,5%. Производством такого топлива занимается российское предприятие «Техснабэкспорт», а усилия США по сокращению зависимости от поставок из России пока не привели к впечатляющим результатам.
При этом по документам поставляемый на территорию США уран является казахстанским, а «Техснабэкспорт» формально лишь оказывает услуги по его обогащению. Эта уловка позволяет американскому бизнесу обходить ограничения, установленные властями США, отметил Борис Марцинкевич.
«Если сейчас просто взять и отказаться поставлять ядерное топливо на территорию США, то больше от этого пострадает российская сторона, которая и денег не получит, и штрафы будет вынуждена платить, и производственные мощности будут недозагружены. Кроме того, у России на мировом рынке есть реноме надежного поставщика, которое может пострадать. Проще говоря — мы подставимся», — подчеркнул он.
Когда придет время для санкций
Россия может отказать компаниям США в поставках ядерного топлива, минеральных удобрений и металлов платиновой группы, однако время для этих мер еще не настало, уверен депутат Владимир Гутенев.
«В той борьбе на истощение экономики, которую ведет Россия, необходимо сохранять резервы до того момента, когда отказ от торговли по определенным товарным группам будет наиболее чувствительным для контрагента. Набор ответных и весьма тяжелых мер у нашей страны еще не исчерпан, но в нужное время эти резервы сыграют важную роль», — заявил он.
Что касается поставок ядерного топлива, то Россия получит возможность перестать продавать уран в США уже в ближайшие годы, допускает Борис Марцинкевич.
«Большая часть долгосрочных контрактов на поставку ядерного топлива заключалась с американскими компаниями в 2014-2015 годах, и они, как правило, рассчитаны на 10 лет. Поэтому рациональнее подождать истечение срока договора», — заключил эксперт.