Греция не уложилась в дедлайн по выплате долга в 1,55 млрд евро перед Международным валютным фондом. Неплатёж эквивалентен дефолту, однако МВФ пока не объявил Грецию банкротом.
Невозможность Афин платить по долгам связана с тем, что у страны попросту нет денег. Исправить ситуацию могли бы новые финансовые транши от кредиторов, но греческие власти не устраивают требования, которые ЕС и МВФ выдвигают в обмен на деньги. 27 июня Греция приостановила переговоры по программе реформ и бюджетной экономии со своими заимодавцами. Афины объявили о планах провести 5 июля референдум, на котором население решит, сотрудничать ли стране с кредиторами дальше или готовиться к дефолту.
Ципрас пошёл ва-банк
На сегодняшний день госдолг Греции оценивается в 300 млрд евро, что эквивалентно 185%. Начиная с 2010 года, когда страну основательно сковал финансовый кризис, Греция стала кредитным заложником тройки международных кредиторов (ЕС, МВФ, ЕЦБ). В обмен на многомиллиардные транши финансовой поддержки Афины выполняли все требования заимодавцев: повышали налоги, урезали социальные расходы (в том числе пенсионные выплаты), на четверть был сокращён чиновничий аппарат. К сожалению, беспрекословное выполнение условий европейских властей и Международного валютного фонда позитивного эффекта не оказало, и экономического подъёма греки так и не увидели. Согласно прогнозам экспертов, к концу года объём греческого госдолга перешагнёт отметку в 200% ВВП.
Очевидно, что при такой экономической ситуации самостоятельно обслуживать свой госдолг Афины не в состоянии. Страна остро нуждается во внешнем кредитовании. Но МВФ с коллегами просто так давать деньги не собираются, а только в том случае, если греки согласятся выполнять их новые требования. Несмотря на печальный опыт экономических реформ, кредиторы по-прежнему настаивают на продолжении взятого курса. От Афин требуют пенсионной реформы, предполагающей повышение пенсионного возраста до 67 лет. В случае раннего выхода на пенсию предполагается штраф в размере 26% от выплат. Условия МВФ и ЕС касаются также сокращение минимальной зарплаты, отмены льгот на НДС для ресторанов и обслуживающих предприятий. Даже половины этих требований достаточно для того, чтобы уровень жизни населения опустился ещё ниже.
И всё же, неожиданно для всех, по информации Financial Times, Алексис Ципрас согласился принять условия тройки кредиторов. Как пишет издание, премьер просит ЕЦБ, ЕК и МВФ продлить программу финансовой поддержки в размере 29,1 млрд евро и обещает выполнить требования по жёсткой экономии. Единственное, о чём просит Ципрас заимодавцев, это введение 30% налоговой льготы для островов. На все остальные реформы, в том числе и на повышение пенсионного возраста, Ципрас согласен.
Покорность греческого премьера, с которой он готов выполнить требования кредиторов, несколько не соответствует его прежней риторике, отрицающей любые уступки европейским властям и МВФ. Возможно, таким образом Ципрас пытается выгадать время до референдума.
Накануне глава правительства обращался к коллегам по еврозоне за экстренным кредитом, но его просьба была отвергнута. Как рассказал источник Reuters в европейских кругах, это невозможно «ни в коем случае».
Между тем, по словам источника в правительстве Греции, ни на какие уступки кредиторам страна не пошла. «Правительство Греции представило новые предложения с рядом поправок к тексту учреждений кредиторов с тем, чтобы найти взаимовыгодные соглашения», — цитирует источник РИА Новости.
Дефолт откладывается
То, что греки не перевели сегодня 1,55 млрд евро на счёт МВФ, по сути дефолтом не является. По правилам МВФ это называется «просроченной задолженностью». Вместо того, чтобы сразу признавать неплатежеспособность, в таких случаях в МВФ принято телеграфировать о задержке платежа. Через месяц после отправки телеграммы директор-распорядитель фонда сообщает о задержке членам правления, и ещё через два месяца на сайте МВФ публикуется официальная информация о задержке. Получается, что дефолт может остаться непризнанным, по крайней мере поначалу.
Но Афины должны не только валютному фонду. Июль вообще будет насыщенным с точки зрения выплат кредиторам Греции. 10 июля грекам предстоит погасить казначейские векселя на 2 млрд евро. 14 июля — 83 млн евро по облигациям, номинированным в иенах. 17 июля — 71 млн евро в виде процентов по гособлигациям, выпущенным в прошлом году. Наконец, 20 июля Афины должны осуществить платежи в 3,5 млрд евро перед ЕЦБ. Учитывая, что в настоящее время у государства нет 1,55 млрд на выплату долга перед МВФ, расплачиваться с остальными кредиторами будет сложно.
При этом просрочка платежа перед официальными кредиторами, к коим относятся ЕЦБ и Международный валютный фонд, по версии мировых рейтинговых агентств не считается дефолтом.
«Мы объявим дефолт Греции, если правительство страны пропустит платеж по выпуску коммерческих облигаций», — обещают в агентстве S&P.
Что касается текущей ситуации с МВФ, валютный фонд мог бы «отменить» дефолт Греции ещё вчера, считает Касьянова. «Но очевидно, что вся эта игра была вызвана желанием европейцев „сбить спесь“ с греческого правительства и охладить их пыл бездумно тратить деньги. Если учесть, что, по данным СМИ, из Греции было выведено около 3 млрд евро, что составляло 2,2% депозитов в греческих банках на конец апреля, то на счетах в греческих банках находилось примерно 136,3 млрд. евро. Чисто теоретически правительство могло бы воспользоваться этими средствами для погашения внешнего долга (транша).
Но в таком случае мы бы наблюдали ситуацию, сходную с той, которая произошла в Исландии в кризисный 2008 год, когда правительство попыталось взвалить на граждан погашение долга. Исландцы должны были в теории платить ежемесячно 100 евро в течение 15 лет. Но такая дань настолько возмутила общественность, что в результате сменилась власть, были заведены уголовные и гражданские дела в отношении лиц, из-за которых произошёл кризис, и составлена новая конституция при участии всего народа», — резюмирует эксперт.