«Котировки на сорт Brent снизились до 72 долл. за баррель, — говорит эксперт, — А наш экспортный сорт Urals обычно стоит еще на 10-12 долл. дешевле эталонного, то есть мы сейчас продаем нефть примерно за 60 долл. за баррель. В то же время в федеральный бюджет заложена среднегодовая стоимость нефти в 71 долл. за баррель, и если текущие цены сохранятся до конца года, то есть риск, что дефицит бюджета вырастет».
При этом еще в апреле нефть на мировых биржах торговалась по ценам, превышающим 90 долл. за баррель, да и в июне-июле котировки держались уверенно выше 80-82 долл. за баррель. Накопленный тогда «жирок» поможет нам сейчас.
«В начале 2024 года, — напоминает Юшков. — Вплоть до лета мы продавали свою нефть по ценам, существенно превышающим 71 долл., и среднегодовая стоимость сейчас все еще выше этого уровня, пока мы в бюджетные проектировки укладываемся».
Никакой финансовой катастрофы для России не будет, даже если события будут развиваться по плохому сценарию и текущие котировки сохранятся до конца года.
«В худшем случае ничего катастрофического не произойдёт, — уверен эксперт. — Для покрытия бюджетного дефицита придется залезть в фонд национального благосостояния. Но выгоднее нам было бы, если б цены на сорт Brent держались в диапазоне 75-85 долл. за баррель».
Обвал нефтяных котировок произошел 28 октября, по состоянию на 14.00 московского времени нефть подешевела на 5,5%, с 75,9 долл. за баррель до 71,8 долл. за баррель, и связано оно было, как это часто бывает, с ближневосточными событиями. Многие участники рынка ожидали резкой эскалации конфликта в этом нефтеносном регионе, были даже опасения, что в результате возможных ракетных ударов Израиля пострадают иранские объекты нефтяной индустрии, что сократит производство сырья в этой стране и вызовет рост цен.
«Но по факту ответ Израиля не затронул энергетические и гражданские мощности Ирана, — отметил Юшков. — Такой ответ не подразумевает эскалацию конфликта. Как следствие, угроз для дальнейших поставок иранской нефти нет, вот котировки и поползли вниз».
Где нефть, там и большая политика. В дешевой нефти традиционно заинтересованы власти США, для американской промышленности и армии автомобилистов важен каждый цент в стоимости галлона бензина. И для движения биржевых котировок в нужную для себя сторону Вашингтон, имея мощные медийные ресурсы, часто прибегает к словесным интервенциям.
«Для администрации США в преддверии президентских выборов особенно важно держать низкие цены на нефть, — подчеркнул эксперт. — И они стараются любые события интерпретировать в свою пользу».
Ранее aif.ru сообщал, что в бюджете 2025 года доля нефтегазовых доходов составит рекордно низкие 27%.