Строительство морского участка первой нитки «Северного потока-2» завершено. Начались работы по ее заполнению газом, которые могут занять от двух до четырех месяцев, работы по строительству второй нитки газопровода продолжаются.
«Не просто экономическая угроза»
Киев готов участвовать в переговорах о компенсации за «Северный поток-2», рассказал в интервью немецкому изданию Die Welt министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.
«Если нам предложат переговоры о компенсациях, то мы на них посмотрим. Мы не будем непременно соглашаться на то, что будет предложено», — предупредил он, добавив, что реализация «Северного потока-2» для Украины — это не просто экономическая угроза, но и угроза безопасности. По его словам, СП-2 нужно использовать в качестве рычага воздействия на Россию, чтобы «сподвигнуть к конструктивной роли в мирном процессе на востоке Украины».
Какой размер компенсации удовлетворил бы Киев, глава МИД не сообщил, но добавил, что «решительность США компенсировать Украине, если „Северный поток-2“ будет достроен, в последнее время явно выросла».
Весной Киев начал бить тревогу из-за сокращения транзита российского газа. «После запуска „Турецкого потока“ транзит в Турцию, Грецию и Болгарию полностью перешел из Украины на новые газопроводы. А с 1 апреля и поставки газа в Румынию обеспечиваются со стороны Болгарии через „Турецкий поток“», — писал в Facebook глава «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон.
В случае продления «Турецкого потока» через Сербию и Болгарию, поставки газа из РФ через Украину будут переведены на новую ветку, опасается Макогон. В таком случае страна недосчитается дохода от прокачки 10-12 миллиардов кубометров газа в год.
Из-за запуска альтернативных маршрутов прокачки российского топлива в Европу Киев будет терять по 3 миллиарда долларов в год, подсчитали украинские власти.
По словам Леонида Хазанова, в прошлом году на транзите газа из РФ Украина заработала 2,1 миллиарда долларов. В будущем ее доходы могут оказаться ниже, признает экономист. Он отмечает, что в будущем многое будет зависеть от того, кому и в каких объемах Россия будет поставлять топливо по украинскому маршруту: сейчас это три страны — Молдова, Румыния и Венгрия.
«Но объем потребления голубого топлива в Молдове сравнительно невелик, примерно 1 миллиард кубометров в год. Румыния же может получать газ из „Турецкого потока“, и у нее есть реверсный газопровод, связанный с югом Молдовы. Остается только Венгрия, но если „Балканский поток“, ответвляющийся от „Турецкого потока“ дойдет до нее, то надобность в украинском транзите отпадет окончательно», — не исключает Хазанов.
Транзит обещают сохранить
Изначально строительство второй ветки «Северного потока» и газопровода «Турецкий поток» позиционировалось как альтернатива украинскому транзиту. Позже Россия неоднократно обещала сохранить транспортировку газа по украинскому маршруту. Вот что по этому поводу совсем недавно говорил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков: «Россия и Украина имеют договор о транзите газа в Европу, этот договор останется в силе на весь период его действия, но даже после завершения срока действия этого договора Россия не намерена отказываться от украинского транзита».
Контракт на транспортировку газа через Украину Москва и Киев подписали в конце 2019 года. Соглашение действует до 2024 года и предполагает прокачку 225 миллиардов кубометров газа через украинскую ГТС: 65 миллиардов кубометров — в 2020 году и по 40 миллиардов кубометров — в 2021-2024-х гг. В случае недопоставок «Газпром» все равно заплатит Украине за прописанный в договоре объем топлива.
Президент Украины Владимир Зеленский считает, что Москва не продлит транзитный контракт с Киевом после запуска «Северного потока-2». «Россия точно нас отключит. <...> Если они завершат техническую сторону „Северного потока-2“ в этом году, он заработает через два-три года. И мы знаем, что будет. Все это делается для того, чтобы следующего контракта у Украины не было», — заявил Зеленский в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung.
«Путин каждый раз подчеркивает, что это вопрос, который носит исключительно экономический и коммерческий характер, и он должен отвечать требованиям рынка. Что касается Украины, то, как собственник газотранспортной системы, она должна обеспечивать нормальное техническое состояние системы», — цитирует Пескова «Интерфакс».