Теневой союзник. Как тайный флот танкеров обходит санкции Запада против РФ

Сотни танкеров с отключенными транспондерами якобы тайно перевозят российскую нефть и топливо в любую часть света вопреки санкциям Запада. Первыми теневой флот для обхода ограничений применили Венесуэла и Иран, а Россия сделала его орудием борьбы с попытками США навязать миру новый порядок, рассказали aif.ru эксперты.

   
   

Британская редакция телеканала CNN с негодованием сообщила о появлении «таинственного флота», который помогает России продавать нефть вопреки ограничениям. Уже три месяца действует эмбарго Евросоюза на морские поставки российской нефти, а страны «Большой семерки» вместе с ЕС и Австралией ввели потолок цен в 60 долларов за баррель. С февраля вступили в силу аналогичные санкции на поставки нефтепродуктов. Несмотря на это, российская нефть находит покупателей в любой части земного шара благодаря сотням загадочных танкеров. Кто владеет и управляет этой флотилией, является тайной, пишут в Лондоне.

Новый порядок

«Для обхода санкций на поставки российской нефти и топлива морем даже ничего придумывать было не надо — теневой флот для серых поставок из подсанкционных стран уже давно существует, — рассказал доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. — Россия с прошлого года использует часть таких судов, потратив на это 2,2 миллиарда долларов — что-то купили, что-то взяли в аренду. Если понадобится, теневой флот может перевозить вообще весь объем нефти, экспортируемой из России морем».

Большинство стран мира продолжают оставаться открытыми для российской нефти, а спрос на «черное золото» с момента введения санкций не изменился и составляет около 100 миллионов баррелей в сутки. Покупатели отказываются соблюдать искусственные ограничения, потому что они угрожают глобальному балансу спроса и предложения, то есть могут сделать сырье дороже. Экономика Евросоюза в 2022 году уже пострадала из-за резкого роста цен на энергоносители на сумму около триллиона долларов.

«Продают российскую нефть не попавшие под санкции нефтяные компании, а посредники и трейдеры, их цепочка теряется, потому что эти структуры расположены по всему миру, и поймать их за руку Запад не может, — пояснил профессор Кричевский. — Власти США хотят утвердить в мире новый порядок, при котором они будут назначать цены на нефть, причем не только российскую. Ответом на это и стал теневой танкерный флот. В результате сегодня российская нефть продается дороже, чем установленный Западом ценовой потолок, и там об этом знают, но сделать ничего не могут».

Тайные поставки подразумевают серые схемы оплаты, непрозрачные для контролирующих органов Запада, в том числе оплату криптовалютой, рассказал Кричевский. Подобная гибкость не отпугивает покупателей, наоборот, желающих поработать с Россией с каждым днем становится все больше. Есть власти ЕС с их русофобской политикой, а есть прагматичный бизнес, и он не говорит в микрофон. Греческие моряки готовы сотрудничать, потому что с русскими можно заработать гораздо больше, чем обычно. В схеме поставок, по словам специалистов, участвует даже Эстония, через нее идет импорт чипов и другой элементной базы.

Международный опыт

«Теневой флот для обхода санкций уже применяется Венесуэлой, Ираном и Ираком, — напомнил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович. — Это судоходные компании, которые зарегистрированы по всему миру, но вне западных юрисдикций, например на каких-нибудь островах. Эти суда могут ходить открыто или выключать транспондеры, что затрудняет их обнаружение».    
   

До введения санкций до двух третей российской экспортной нефти перевозилось морским путем компаниями, которые зарегистрированы в странах Запада. Теперь же две трети перевозится теми компаниями, которые на Западе не зарегистрированы. Теневой флот готовы принимать покупатели с невысокими требованиями к страховке судов, например в Индии.

«Теневой флот нужен для того, чтобы перевозить морем ту нефть, которая продается выше установленного Западом потолка цен, потому что все, что продается ниже потолка, можно возить и обычным способом, — отметил эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. — В рамках подготовки к этим санкциям судоходные компании скупили подержанные танкеры и образовали этот флот, понимая, что за эту часть своего бизнеса они отчитываться не будут. Подсанкционный сегмент рынка морских перевозок — это целый мир, где оплата за груз выше, просто он требует отдельных судов».

Оценки числа танкеров, работающих на теневом рынке морских перевозок, разнятся. Митрахович и Юшков со ссылкой на источники называют цифры от 200 до 600 судов по всему миру, значительная часть из которых ориентирована на работу именно с российской нефтью и нефтепродуктами. Для этого теневым танкерам даже не нужно заходить в порты — перегрузка с легальных и застрахованных по международным стандартам судов часто происходит прямо в море без постороннего контроля. Благодаря этому критических проблем с экспортом нефти у России не возникло.