В Государственной Думе состоялся круглый стол по вопросам развития ключевых отраслей страны. Мероприятие под названием «Обеспечение технологического суверенитета России в АПК» организовали два профильных комитета парламента — по аграрным вопросам и по промышленности и торговле.
Для обсуждения законодатели собрали практически все необходимые для принятия решений структуры и руководителей. Для обеспечения технологического суверенитета России были предложены следующие меры.
1. Подготовка и ведение списка критически значимых технологий для АПК. Необходимо, по мнению специалистов, актуализировать и систематизировать, а кроме того, планомерно и системно развивать и поддерживать список критически значимых технологий в АПК. Это позволит лучше и четче понимать технологический уровень страны в АПК и сравнивать его с уровнем ведущих зарубежных государств, а также обозначить направления дальнейшего развития.
2. Господдержка стратегических технологических направлений АПК. Следует разработать комплекс мер по развитию и господдержке стратегических направлений 4-й промышленной революции: искусственного интеллекта, bigdata, интернета вещей и других. Это позволит обеспечить технологическое лидерство России на мировом рынке. Применение новых технологий помогает перейти к принципиально новому уровню управления, существенно повысить эффективность агрохозяйств.
«У нас есть талантливые разработчики, преданные своей стране, способные решать самые сложные задачи. Но здесь нужна господдержка, государство должно слушать бизнес, и примеров выстраивания таких кооперационных связей сегодня все больше и больше. Мы можем на равных конкурировать с ведущими игроками на международном рынке», — говорит представитель Комитета ГД РФ по промышленности и торговле Мария Василькова.
3. Повышение эффективности взаимодействия участников отрасли АПК. Чтобы повысить эффективность реализации импортозамещения, необходима практика объединения участников отрасли на одной площадке. «Мы в рамках партийного проекта “Сделай свое” планируем собрать ведущие российские компании, занимающиеся импортозамещением. Многие аграрии не могут найти отечественных разработчиков для АПК, производящих необходимую для них продукцию», — говорит заместитель председателя Комитета ГД РФ по аграрным вопросам Юлия Оглоблина.
Удачным примером такого отраслевого объединения является создание ассоциации «ИнтерАгроТех», объединившей сельхозтоваропроизводителей, разработчиков программного обеспечения, производителей электроники, техники и комплектующих для выработки совместных решений, локализации и импортозамещения зарубежной продукции и в первую очередь компонентной базы, используемой в сельхозтехнике, создания и внедрения революционных технологий, взаимодействия с государством и т. д.
4. Поддержка и регулирование сквозных проектов. Одним из основных инструментов обеспечения технологического суверенитета России в сфере сельского хозяйства, по мнению участников обсуждения, является Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2021 г. № 1619 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским компаниям на финансовое обеспечение части затрат, связанных с внедрением российской продукции радиоэлектронной промышленности (о сквозных проектах)».
Это полный цикл работ по разработке инновационной продукции, который включает проведение исследований и разработок, организацию производства, создание встроенного ПО, адаптацию существующего софта и вывод продукции на рынок. Если проекты соответствуют заявленным критериям, они могут рассчитывать на прямые государственные субсидии в объеме до 4 млрд рублей в год. Так, в рамках программы сквозных проектов Петербургский тракторный завод планирует представить к 2024 году 10 тысяч беспилотных тракторов на базе модели «Кировец» К-7М для нужд страны.
Однако в этой зоне есть ряд законодательных проблем. «Ранее у нас при введении в производство инновационной продукции переход в серию практически не осуществлялся. В постановлении Правительства 1619 опытные партии — это лишь несколько сотен изделий — это не переход в серию. Серийное производство — это десятки тысяч», — говорит президент Cognitive Technologies Ольга Ускова.
Директор центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух заявил, что «сегодня у нас в стране есть необходимые интересные и перспективные продукты и решения. Их необходимо без задержек вводить в производство. Сейчас уникальное окно возможностей. Главное — не упустить момент».
5. Вопросы законодательного регулирования движения беспилотной сельхозтехники. Сегодня в России на полях активно работает беспилотная техника. Причем в ближайшее время ожидается появление отечественных автопилотов старших уровней автономности. Для этого необходимо заблаговременно подготовить соответствующее законодательное обеспечение, чтобы обеспечить бесперебойный характер процесса внедрения умной сельхозтехники.
6. Законодательное регулирование лизинговых схем. Важную роль в обеспечении технологического суверенитета России играет комплекс мер по совершенствованию правил льготного лизинга для покупателей сельскохозяйственной техники, регламентируемый Постановлением Правительства РФ № 811 от 3 июня 2020 г. «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники и (или) оборудования».
Увеличение процентной ставки по льготному лизингу позволяет высокотехнологичным продуктам и цифровым решениям получить поддержку государства на внедрение и, главное — масштабировать наиболее перспективные проекты российских разработчиков в масштабах страны. Это позволяет обеспечить агрохозяйства передовыми технологиями, существенно увеличить их эффективность.
Но существует ряд проблем, требующих оперативного реагирования, изменения и подготовки соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов. В частности, на этапе внедрения нового продукта необходима возможность его апробации максимальному числу конечных потребителей за счет частичной компенсации их затрат на ограниченном по времени продвижении этих продуктов на рынок. Также предложено прекратить лизинговую поддержку зарубежных решений.
7. Введение KPI при разработке отраслевых стандартов. По мнению участников обсуждения, существующие сегодня сроки разработки отраслевых технологических стандартов чрезвычайно велики, достигают нескольких лет. Стоит использовать систему временных KPI.
8. Механизм контроля за реализацией решений. Предложения от участников отрасли по формированию комплекса мер по обеспечению технологического суверенитета в АПК планируют принимать еще неделю, затем приступят к составлению итогового перечня мер и сроков их реализации. Для этого создадут рабочую группу с участием представителей профильных Думских комитетов, министерств и участников отрасли АПК. По словам Ольги Усковой, «мы это называем механизмом комиссаров новой реальности. Без Думы нам не справиться с этими задачами. Их заказчиком является народ, и такой формат объединит всех участников процесса — государство, производство, аграриев и т.д. — в единый смысловой блок».