Россия в лице Объединенной авиастроительной корпорации представляет на выставке один из крупнейших выставочных стендов. На нем представлены ключевые проекты корпорации во всех сегментах: ПАК ФА (Т-50), Су-35, Су-30СМ, Як-152, Як-130 , МиГ-35, МиГ-29К, Ил-78МК-90A, Ил-112В, Ил-114МП, Бе-200, Бе-103, Superjet 100 и МС-21-300.
Всего же российские производители военной техники привезли в Бангалор более 200 лучших своих разработок. «Индия — один из наших ключевых партнеров на мировом рынке авиатехники. Потому участие в выставке AeroIndia для нас — отличная возможность не только продемонстрировать текущий уровень сотрудничества, но, главное, выйти на конкретные договоренности и решения на дальнейшую перспективу», — сказал прилетевший в Бангалор президент ОАК Юрий Слюсарь.
Специалисты знают, что лучшая реклама для самолетов получается тогда, когда их демонстрирует сам заказчик. И тут у России на выставке были отличные позиции. Номер 1 на летном поле — истребитель Су-30МКИ. Эти самолеты составляют основу ВВС Индии: сейчас их в строю 250. А всего действующие контракты предусматривают поставку 272 таких машин. Высока вероятность того, что Индия заключит еще один контракт на поставку таких истребителей, которые по критерию эффективность/стоимость не имеют себе равных. Кстати, Су-30СМ, которые стали дальнейшим развитием Су-30МКИ, — это самые массовые на сегодня новые истребители Вооруженных сил России.
Производятся Су-30МКИ на заводе корпорации HAL по лицензии российской корпорации «Иркут». И это один из важных факторов их успеха. Создатели самолета в свое время предложили Дели не только поставку готовых машин, но и глубокую промышленную кооперацию. Таким образом, «Иркут» и «ОКБ Сухого» на практике реализовали стратегию «Make in India» еще до того, как она была провозглашена. Новый шаг в этом направлении будет сделан, если Россия и Индия скоординируют программу модернизации двух своих основных истребителей.
В павильонах выставки лозунг «Make in India» повсюду. Переводится он как «Сделай в Индии». «Приходите и производите на нашей земле. Продавайте в любую страну мира, но делайте здесь», — призывает иностранцев премьер Индии Нарендра Моди. Это новая стратегия правительства страны. Индусы все больше стремятся не покупать военную технику, а производить ее у себя. Причины очевидны: это не только дает новые рабочие места, но и способствует развитию промышленности, привлечению инвестиций и росту независимости от иностранных поставщиков.
Благодаря своей готовности поддержать новую стратегию Россия не уступает в жесткой борьбе за право получить военные заказы Индии, одного из крупнейших импортеров вооружений в мире. И здесь надо отметить, что, несмотря на мощное давление Запада, руководство этой страны не только не свернуло военно-техническое сотрудничество с Москвой, но даже планирует его расширить.
На выставке также объявлено о начале совместных работ по созданию гиперзвуковой ракеты воздушного базирования BrahМos-2, которая будет создана и испытана до 2024 года. Ее предшественница — сверхзвуковая ракета BrahМos — в большом количестве закупается всеми видами вооруженных сил Индии.
Выпускает ее одноименное российско-индийское предприятие, получившее свое название в честь двух рек: Брахмапутры и Москвы-реки. BrahMos способна развивать скорость 2,8-3,0 Маха, что в три с лишним раза больше скорости основной американской противокорабельной ракеты «Гарпун». В ракете реализован принцип «выстрелил и забыл», т. е. после пуска она сама идет к цели и поражает ее, даже если та маневрирует.
Ракета чрезвычайно эффективная, но достаточно тяжелая. Поднять ее может только Су-30МКИ, что и было продемонстрировано на летном поле выставки. В Бангалоре было объявлено и о продвижении работ по созданию облегченного варианта ракеты BrahMos. Истребители Су-30МКИ смогут поднимать сразу пять новых ракет, которые уже названы BrahMos NG и впервые продемонстрированы на авиасалоне. Примечательно, что эти ракеты смогут нести и более легкие истребители.
Основная интрига индийского рынка боевых самолетов в ближайшие годы связана с тендером на 110 новых истребителей. 17 из них должны быть поставлены готовыми, а остальные 93 — построены в Индии. Стоимость программы оценивается в $15-18 млрд. Схватка ожидается беспрецедентно жесткая. В тендере будут участвовать американские F/A-18 и F-16, европейский Eurofighter Typhoon, французский Rafalel и шведский Gripen E. Россию, по имеющейся информации, будут представлять два самолета: Су-35 и МиГ-35. По сообщениям местной прессы, заключив контракт с Москвой, индийская сторона сможет сэкономить до 20%.
Также появилась информация о том, что Индия планирует купить у России 21 истребитель МиГ-29. Сумма контракта оценивается в 850 млн долларов.
Инициативы России на индийском рынке не ограничиваются военной авиацией. ОАК провела на выставке презентацию своих перспективных гражданских проектов, которые имеют шансы найти заказчиков в Южно-Азиатском регионе. Аудитории были представлены среднемагистральный МС-21-300, региональный реактивный SSJ и также региональный, но турбовинтовой Ил-114-300.
Темп роста рынка авиаперевозок в Индии составляет более 6,5% в год, что выше среднемировых показателей. Согласно прогнозу, в 2038 г. пассажиропоток Индии составит 650 млн человек. Суммарный прогноз заказов на ближайшие 20 лет — 800 самолетов. 90% поставок придется на среднемагистральные и региональные лайнеры, поскольку опережающими темпами будут расти внутренние перевозки между городами Индии.
В этих условиях «русская тройка» — МС-21, SSJ и Ил-114 — получает шанс завоевать ощутимую долю растущего рынка. Это, конечно, непростое дело, поскольку российские гражданские самолеты в парке авиакомпаний Индии сегодня отсутствуют.
В качестве стимулов для индийских заказчиков Россия разрабатывает меры поддержки продаж. Одновременно с представлением самолетов на выставке прошла презентация новой концепции послепродажного обслуживания ОАК. Россияне заверили индусов, что вся военная и гражданская техника, которую производят компании, входящие в ОАК, получит сервисную поддержку за рубежом в режиме «одного окна». Как пояснили в корпорации, это позволит существенно сократить время и затраты на всех этапах послепродажного обслуживания, — от создания технических центров до осуществления регламентных работ и ремонта — а также ввести единый стандарт оказания этих услуг.
Кроме того, если индийские авиакомпании закупят российские пассажирские самолеты, Москва, в полном соответствии со стратегией «Make in India», пойдет на локализацию производства. Авиационные эксперты поясняют, что речь не идет исключительно о сборке лайнеров в Индии. Местным компаниям могут быть переданы заказы на производство компонентов для самолетов или окончательную подготовку в соответствии с требованиями конкретных авиакомпаний-заказчиков. В любом случае это сотрудничество будет взаимовыгодным.
В заключение надо отметить, что готовится межправсоглашение по созданию в Индии завода по производству автоматов Калашникова, которое может быть подписано уже в этом году. Речь идет о выпуске 750 тыс. единиц оружия. Россия также намерена выйти на индийский рынок беспилотных летательных аппаратов, планируется создать предприятие по ремонту двигателей транспортных вертолетов Ми-17.