Тариф предновогодний. В России ожидается рост стоимости поездок на такси

В офисе крупного агрегатора такси заявили, что за год стоимость поездок выросла на 22%. Сработало несколько факторов, которые привели к росту. В декабре традиционно появляется еще один — приближающиеся праздники и время, когда спешат завершить начатые дела. Как результат, люди больше ездят — цены снова ползут вверх. Какого повышения ждать в декабре, aif.ru рассказали эксперты.

   
   

Спрос до роста цены довез

Цена поездки формируется под влиянием спроса и предложения. Таксисты определяют тариф, а пассажиры решают, готовы ли ехать. Под это же настроены алгоритмы поиска машины. У агрегаторов ценообразование динамическое: когда повышается спрос, стоимость поездки автоматически также поднимается.

«Новогодний ажиотаж скоро даст о себе знать. Люди начинают ездить по гостям, на корпоративы, за подарками. Объем перевозки увеличивается, наверное, на 15% и больше. Обычно суматоха начинается с 15-17 декабря, тогда и стоимость поднимется», — говорит aif.ru владелец таксопарка в Башкортостане Алексей Маслов.

Он добавляет, что в среднем за месяц стоимость поездки выше обычной на 15-20%. Причем в самый канун праздников пики могут превышать эту величину. Собеседник aif.ru обратил внимание на то, что праздники сказываются не только на пассажирах, но и на водителях тоже. Перерывы в работе у некоторых из них будут означать, что машин на улице меньше, что снова отразится на стоимости.

Другая ситуация: морозные дни, с одной стороны, приводят к повышенной востребованности такси, с другой, сокращают количество автомобилей на линии. Вот еще одна причина вырасти цене. В Общественном совете по развитию такси менее пессимистичны. Там считают, что стоимость вряд ли уже увеличится. Это произошло заранее.

«В 2023 году вследствие уже произошедшего роста новогоднего увеличения тарифов мы не ожидаем. Однако на фоне складывающегося дефицита водителей такси в пиковые часы спроса будут срабатывать повышающие коэффициенты на тарифы, которые могут существенно отразиться на итоговой стоимости», — прогнозирует председатель совета Ирина Зарипова.

Эксперт отмечает, что дополнительным фактором, который влияет на стоимость, являются автомобильные пробки. В новогодние праздники в крупных городах они не редкость, и цены от них растут.

   
   

Время поездки деньги бережет

В зависимости от региона страны ситуация может быть разной. Отсутствие конкуренции всегда негативно сказывается на ценовой политике таксистов. Владелец таксопарка в подмосковном Воскресенске Сергей Поздняков приводит в пример ситуацию в Калужской области, где повышенную активность проявляет крупный игрок — один из федеральных агрегаторов.

«Компания в регионе занимает фактически монопольную долю рынка, думаю, порядка 90%. Поэтому стоимость одного километра пути там достигает 48 рублей. В других территориях цены ниже. Приведу в пример Воскресенск. Здесь у той же организации цена составляет 32 рубля», — уточняет Сергей Поздняков.

Собеседник aif.ru настаивает на том, что цену определяют крупные участники. В ситуации конкурентного рынка, считает Поздняков, агрегаторы приучили людей к низкой стоимости поездки. Они нацеливаются на большее количество заказов при меньшем тарифе.

«Выгодней сделать две поездки в час по 60 рублей, чем одну по 100 рублей. Такая политика за счет получаемой комиссии приносит агрегаторам более высокий доход. В моей практике недавно встретилась пассажирка, которая была возмущена: утверждала, что пару лет назад она ездила по тому же маршруту за 13 рублей, а теперь с нее просят 200. Она считает, что работа таксиста должна стоить 13 рублей!» — возмущается эксперт.

К числу факторов, влияющих на цены в 2023 году, он относит курсовые валютные разницы: более дешевый рубль отпугнул мигрантов, которые вернулись домой. Рынок такси снова потерял водителей. Дополнительный отток может произойти и по другой причине. В Совете Федерации 6 декабря участники рынка встретились с представителями Банка России за круглым столом, организованным в комитете по экономической политике. Прозвучало, что в планах регулятора поднять и без того высокую стоимость полиса ОСАГО для таксистов.

«Другие сложности связаны с возможным введением требования по локализации и электрификации автомобилей такси. Также добавится новый вид обязательного страхования ОСГОП. Мы выступаем за перенос вступления этих норм. Сегодня рынок такси переживает кризисное время из-за нового законодательства и влияния санкций: необходимо время на стабилизацию ситуации в отрасли, чтобы без потрясений для бизнеса и пассажиров внедрить новые требования», — говорит Ирина Зарипова.

Эксперт дала советы, как пассажирам сэкономить на поездках. Собеседница aif.ru порекомендовала заранее планировать маршрут, избегать заказов такси в часы повышенного спроса. Также следует обращать внимание на действующие коэффициенты при заказе автомобиля. Часто они бывают указаны в приложении агрегатора. Если стоит высокий коэффициент, это значит, что в данном районе наблюдается высокий спрос на такси и мало автомобилей. Зарипова рекомендует подождать некоторое время: спрос спадет, и стоимость поездки уменьшится. После новогодней круговерти вплоть до февраля, обещает Маслов, часов пик будет меньше. Можно будет ездить дешевле.