В офисе крупного агрегатора такси заявили, что за год стоимость поездок выросла на 22%. Сработало несколько факторов, которые привели к росту. В декабре традиционно появляется еще один — приближающиеся праздники и время, когда спешат завершить начатые дела. Как результат, люди больше ездят — цены снова ползут вверх. Какого повышения ждать в декабре, aif.ru рассказали эксперты.
Спрос до роста цены довез
Цена поездки формируется под влиянием спроса и предложения. Таксисты определяют тариф, а пассажиры решают, готовы ли ехать. Под это же настроены алгоритмы поиска машины. У агрегаторов ценообразование динамическое: когда повышается спрос, стоимость поездки автоматически также поднимается.
Он добавляет, что в среднем за месяц стоимость поездки выше обычной на 15-20%. Причем в самый канун праздников пики могут превышать эту величину. Собеседник aif.ru обратил внимание на то, что праздники сказываются не только на пассажирах, но и на водителях тоже. Перерывы в работе у некоторых из них будут означать, что машин на улице меньше, что снова отразится на стоимости.
Другая ситуация: морозные дни, с одной стороны, приводят к повышенной востребованности такси, с другой, сокращают количество автомобилей на линии. Вот еще одна причина вырасти цене. В Общественном совете по развитию такси менее пессимистичны. Там считают, что стоимость вряд ли уже увеличится. Это произошло заранее.
Эксперт отмечает, что дополнительным фактором, который влияет на стоимость, являются автомобильные пробки. В новогодние праздники в крупных городах они не редкость, и цены от них растут.
Время поездки деньги бережет
«Компания в регионе занимает фактически монопольную долю рынка, думаю, порядка 90%. Поэтому стоимость одного километра пути там достигает 48 рублей. В других территориях цены ниже. Приведу в пример Воскресенск. Здесь у той же организации цена составляет 32 рубля», — уточняет Сергей Поздняков.
Собеседник aif.ru настаивает на том, что цену определяют крупные участники. В ситуации конкурентного рынка, считает Поздняков, агрегаторы приучили людей к низкой стоимости поездки. Они нацеливаются на большее количество заказов при меньшем тарифе.
«Выгодней сделать две поездки в час по 60 рублей, чем одну по 100 рублей. Такая политика за счет получаемой комиссии приносит агрегаторам более высокий доход. В моей практике недавно встретилась пассажирка, которая была возмущена: утверждала, что пару лет назад она ездила по тому же маршруту за 13 рублей, а теперь с нее просят 200. Она считает, что работа таксиста должна стоить 13 рублей!» — возмущается эксперт.
К числу факторов, влияющих на цены в 2023 году, он относит курсовые валютные разницы: более дешевый рубль отпугнул мигрантов, которые вернулись домой. Рынок такси снова потерял водителей. Дополнительный отток может произойти и по другой причине. В Совете Федерации 6 декабря участники рынка встретились с представителями Банка России за круглым столом, организованным в комитете по экономической политике. Прозвучало, что в планах регулятора поднять и без того высокую стоимость полиса ОСАГО для таксистов.
«Другие сложности связаны с возможным введением требования по локализации и электрификации автомобилей такси. Также добавится новый вид обязательного страхования ОСГОП. Мы выступаем за перенос вступления этих норм. Сегодня рынок такси переживает кризисное время из-за нового законодательства и влияния санкций: необходимо время на стабилизацию ситуации в отрасли, чтобы без потрясений для бизнеса и пассажиров внедрить новые требования», — говорит Ирина Зарипова.
Эксперт дала советы, как пассажирам сэкономить на поездках. Собеседница aif.ru порекомендовала заранее планировать маршрут, избегать заказов такси в часы повышенного спроса. Также следует обращать внимание на действующие коэффициенты при заказе автомобиля. Часто они бывают указаны в приложении агрегатора. Если стоит высокий коэффициент, это значит, что в данном районе наблюдается высокий спрос на такси и мало автомобилей. Зарипова рекомендует подождать некоторое время: спрос спадет, и стоимость поездки уменьшится. После новогодней круговерти вплоть до февраля, обещает Маслов, часов пик будет меньше. Можно будет ездить дешевле.