Тактика прорыва. Как правительство будет выполнять нацпроекты?

Илья Питалев / РИА Новости

12 национальных проектов разработаны правительством по поручению Владимира Путина, который в мае 2018 г. сформулировал главные цели, стоящие перед Россией. В памятном майском указе президент поставил задачу за 6 лет войти в пятерку ведущих экономик мира, снизить в два раза бедность, увеличить среднюю продолжительность жизни до 78 лет и резко улучшить ряд важнейших экономически и социальных показателей. Зарплаты, пенсии, — все должно расти выше инфляции, а сама экономика — не менее, чем на 3% в год.

   
   

Результат 2018 г. скромный: по предварительным данным, ВВП вырос на 1,7-1,8%, роста реальных доходов почти не видно. И только после 2020 г. реально выйти на нужный 3-процентный рост экономики, от которого зависит улучшение финансовой ситуации во всех остальных сферах. На чем основана уверенность правительства, что результаты новых национальных проектов будут более впечатляющими, чем выполнения майских указов президента РФ за 2012 г.? По оценке Счетной палаты, цели, поставленные тогда, были выполнены только на 70%. Что изменилась с тех пор в подходах государства? И какой должна быть его экономическая тактика, чтобы увенчалась успехом стратегия? Это на 10-м Гайдаровском форуме в Москве в открытой дискуссии обсудили первый вице-премьер Антон Силуанов, мэр Москвы Сергей Собянин и председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.

Проектный подход

Как сообщил Антон Силуанов, правительство решило применить управленческую новацию: не просто определить показатели, которых нужно достичь, но спланировать их достижение точно так же, как планируются бизнес-проекты. Для каждой национальной цели будет разработан план действий, включающий мероприятия, предусмотренные разными нацпроектами. За каждый проект будут лично отвечать кураторы в ранге вице-премьеров и ответственные исполнители в ранге министров. Будут разработаны региональные проекты, согласованные с соответствующими федеральными министерствами. И выполнение мероприятий, предусмотренных на всех уровнях, будет отслеживаться. «Если мы видим, что где-то задача не идет, вопрос встал — поменяем задачу, поменяем ресурсы. Национальные проекты — они гибкие. Мы на основании мониторинга хода их реализации будем вносить в них коррективы», — подытожил Силуанов.

А вести мониторинг — что не сделано, чего не хватает, что нужно изменить — станет независимый от правительства орган, Счетная палата. Ход выполнения поставленных задач будет отражаться на ее сайте.

Но простой человек на сайт не пойдет. Отчеты его не впечатлят. «Вряд ли нам кто-то поверит, прочитав какие-то наши проекты, — заметил Сергей Собянин. — Люди реагируют не на проекты, которые только профессионалы могут [понять]. Люди реагируют на то, что они видят каждый день — меняется город или не меняется. Если ничего не меняется в обыденной жизни [человека], если он не видит внешних изменений, сколько ему ни рассказывай про эти проекты, проку не будет никакого. Собственно, и поставлена задача, чтобы уже в следующем году мы увидели какие-то позитивные изменения в реальных сферах».

Что изменится в стране?

«У нас большие планы в части изменения инфраструктуры, — Антон Силуанов остановился на нескольких результатах, которые должны дать нацпроекты. — Здесь и планы глобального характера — речь идет о магистралях, о новых аэропортах, портах. Но более заметными [для граждан] будут решения, реализуемые в рамках проекта о безопасных и качественных дорогах».

Уже в этом году, по мнению первого вице-премьера, начнет к лучшему меняться городская среда: «Программа уже начала раскручиваться в прошлые годы, и в этом году получит дополнительный ресурс».

   
   

«Все почувствуют изменения качества медицинского обслуживания. Дополнительные ресурсы туда направляются, потому что теперь уже лечение болезней будет проводиться с более широким набором методов и возможностей медицины, — продолжал Силуанов. — Я уже не говорю про экономические проекты, создание дополнительных [рабочих] мест и стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. Будут более доступны кредиты для тех, кто хочет начать свое дело. Кстати говоря, в этом году уже все почувствовали в четырех регионах возможность открытия своего бизнеса очень простым способом, если человек ведет свою деятельность в рамках самозанятости. У нас за две недели 8000 онлайн-регистраций, а за два [предыдущих] года, когда мы приняли закон и говорили: „Регистрируйтесь, пожалуйста, самозанятые, не будете платить никаких налогов“, — было 2000 всего».

Что может помешать?

Однако, как обратил внимание Алексей Кудрин, одних нацпроектов мало для того, чтобы изменить экономику. И думать, что страна станет другой, стоит только достичь намеченных цифр, ошибочно: «Этого недостаточно — этих всех шагов, расписанных по деталям. Очень много шагов, которые создают атмосферу [в экономике] и [экономическую] политику, не лежат внутри нацпроектов».

Не секрет, что готовность компаний вкладывать в свою страну зависит от климата, в котором они работают. Рост инвестиции по отношению к ВВП — тоже одна из национальных целей. Но инвестиционная активность в России, по оценке Кудрина, не растет, а в 2018 г. даже немного снизилась. Да, правительство добилось в стране финансовой стабильности. Премьер Дмитрий Медведев объявил на Гайдаровском форуме о готовности включить «регуляторную гильотину», чтобы разом отсечь тысячи устаревших государственных требований к бизнесу. Минфин объявил о моратории на рост прямых налогов для бизнеса. И с 2019 г. один налог, который уплачивали предприятия, даже отменен — на движимое имущество. Но когда произойдет перелом в настроениях инвесторов? Неизвестно. Нужно что-то еще: целостная и последовательная политика, повышение доверия к правительству, считает Кудрин.

Другая проблема — внешние факторы. Антон Силуанов отдельно выделил их как риск, который может затормозить реализацию нацпроектов: «Санкции, войны торговые, безусловно, не на пользу Российской Федерации. Поэтому несмотря на то, что принимаем сейчас все меры, чтобы быть меньше зависимыми от внешний ограничений, внешняя среда влияет на наши возможности». Действительно, как наращивать несырьевой экспорт, который президент РФ потребовал увеличить в два раза, когда другие страны под давлением США не пускают российскую продукцию на свои рынки?

А самый главный риск, на которым сделал акцент Алексей Кудрин, — отставание темпов экономического роста от планового ориентира в 3%: «Это сверхтяжело достигаемый показатель в силу уже сложившейся инерционности и донереформированности нашей экономики. И тем самым он снижает ресурсы для решения все других задач». В частности, как считает глава Счетной палаты, апеллируя к опыту других страх, совершивших рывок в развитии здравоохранение, образования и инфраструктуры, вложения в эти сферы нужно увеличить еще на 3% от ВВП.

А, значит, важно максимально эффективно использовать имеющие ресурсы. Сергей Собянин предложил отдать приоритет развитию крупных городских агломераций, где инвестиции дают такой толчок развитию экономики, который в 5-6 раз сильнее, чем те же вложения на селе: «Без этого новой инновационной экономики не будет. Если мы все деньги снова размажем ровным слоем на наших миллионах километров территорий, то никакого прорыва не будет».

«Согласен. Если мы хотим получить быстрый эффект для экономики — конечно, это большие города, — прокомментировал Антон Силуанов. — Но, очевидно, нельзя забывать и про другие регионы. Там люди должны получать те же услуги государственные, здравоохранение, образование, там тоже должны ездить люди по хорошим дорогам. Улучшения должны почувствоваться везде — как в федеральных центрах, так и в небольших городах».