Помните анекдот? Учитель: «Где находится Суэцкий канал?» Ученик: «Не знаю, у нас по телевизору такого канала нет».
Сегодня о Суэцком канале услышит самый последний двоечник. А его историю можно рассказывать в школах с чистого листа. Ведь это гигантское гидротехническое сооружение, в своё время мгновенно повлиявшее на мировую торговлю, ныне переживает второе рождение.
Старый канал, открытый ещё в 1869 г., давно требовал модернизации. На него приходится четверть всех контейнерных перевозок и до 10% мирового объёма торговли. Понятно, что объём этот уже не тот, что был 150 лет назад.
Первоначально на строительство канала-дублёра отводилось 5 лет, потом — 3 года, а в итоге суперстройка была завершена за год! Ну разве не чудо? Инвестиции от европейских и американских компаний были получены всего за 8 дней, но значительная часть средств поступила не от иностранцев, а от собственных граждан — египтяне активно покупали соответствующие сертификаты. То есть канал строили всей страной! Он обошёлся властям Египта в 8 млрд долл., но эти деньги быстро вернутся: по подсчётам экономистов, ежегодно от использования новой транспортной артерии в казну будут поступать 5 млрд долл., которые лет через 7-8 превратятся в 15 млрд. Это вторая по величине статья бюджета страны после туризма. И, как знать, не перекроет ли она со временем первую?
На открытии нового русла Суэцкого канала присутствовал наш премьер-министр Дмитрий Медведев. Однако не мешало бы прибыть туда в полном составе президентскому Совету по модернизации и развитию экономики России, чтобы поучиться опыту. Потому что наши чиновники, поливающие своим трудовым потом ниву инноваций и технологий, привыкли мыслить прямо противоположным образом: как бы выбить денег побольше, а результат давать подольше, а то и вовсе никогда его не давать!
Года четыре назад глава этой компании демонстрировал президенту Путину планшет-ридер, который, по его словам, вскоре должен превратиться в современный электронный учебник для российских школ. Речь шла о строительстве завода в Зеленограде и инвестировании в проект 150 млн долл. Школьники так и не дождались «планшетов Чубайса», зато Счётная палата выявила в деятельности компании многочисленные нарушения. «Ряд сделок, осуществляемых за счёт инвестиций, обладают признаками отмывания и легализации средств», — заявили тогда аудиторы.
Но вернёмся к теме транспортных сообщений. Сейчас Никарагуа строит на своей территории судоходный канал, который станет альтернативой Панамскому (он тоже перестал отвечать современным требованиям). Турция объявила о планах строительства канала — дублёра Босфора, который считается одним из самых загруженных и сложных. А мы только рассуждаем о преимуществах Северного морского пути и модернизации Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Транссиб, к слову, является самой длинной железной дорогой в мире. И если взяться за дело с умом, то Россия может предложить не менее эффективные логистические цепочки, чем Египет со своим Суэцким каналом.
Читайте также: С русской помощью. Россия поможет Никарагуа в реализации «проекта века» >>
Или мы сами не верим, что способны на чудо?