Стоп-кран для цен. Эксперт рассказал, как остановить рост стоимости товаров

Постоянный рост цен на потребительские товары в «пределах общей инфляции» уже не удивляет россиян, возмущают лишь резкие взлеты стоимости бензина, мяса кур, бананов или услуг ЖКУ. При этом нам каждый раз убедительно объясняют подорожание ростом затрат производителей, слабым рублем и все той же общей инфляцией. А так хочется, чтобы, например, десяток куриных яиц или литр молока через 3 года стоил также, как сейчас! И это не пустые фантазии. Специально для aif.ru кандидат экономических наук Анатолий Водолазский объяснил, что, приложив усилия, вполне можно если не остановить рост цен, то хотя бы существенно замедлить его темп.    
   

— Анатолий Арсентьевич, почему у нас растут цены на потребительские товары?

— Основной вклад в рост розничных цен вносят базовые отрасли экономики (добывающие, энергетические, металлургические, транспортные), где работают крупные и крупнейшие компании. Кроме того, значительное влияние оказывают торговые монополии или мощные торговые сети, которые делают чрезмерные накрутки.

Рыночные монополии

— Что ж заставляет энергетиков, транспортников и прочих запускать рост цен?

— Это и есть главный и наиболее сложный вопрос. У нас в базовых отраслях господствуют монополии и свободной конкуренции, которая могла бы сдерживать рост цен, нет, но при этом сохраняется метод рыночного ценообразования.

 Объясните поподробнее, в чем тут противоречие.

— Это для нас, для покупателей, цена является количеством рублей, которые мы отдаем в магазине за товар, а для производителя это сумма затрат на выпуск товара и прибыли от его продажи. Такая модель формирования цен называется «затраты-плюс». Любой производитель, естественно, стремится продать товар или услугу по возможно большей цене, которая позволяет получить максимально большую прибыль. Преградой к повышению цен обычно служит конкуренция, которой в базовых отраслях нет, поэтому покупатели потребительских товаров и услуг оказываются в полной ценовой зависимости от монополий.

   
   

— Влияние конкуренции на розничные цены уже проверено в мире?

— Например, на протяжении XIX века, во времена свободной конкуренции, уровень товарных цен в Англии и США понизился примерно в два раза. В XX веке при господстве монополий в этих странах происходил постоянный рост цен, особенно ускорившийся после второй мировой войны.

Рецепт от инфляции

— Но мы не можем создать, например, вторые РЖД, чтобы возникла конкуренция в транспортной отрасли. Значит, мы обречены на бесконечную высокую инфляцию?

— Не совсем. Сейчас, какие бы методы расчёта цен и тарифов монополистов не использовались (в ЖКХ, например, используют метод экономически обоснованных расходов, метод индексации и доходности, эталонный метод и прочие), цены будут расти, так как остаётся неизменной модель ценообразования «затраты-плюс». Чтобы в монопольной экономике цены оставались стабильными, а, возможно, даже снижались — необходима иная модель ценообразования.

— Какая?

— Прибыль компаний зависит не только от цены продаж, но и от количества продаж, и от себестоимости производства. Для снижения затрат надо качественно совершенствовать производство, улучшать технику, технологию, организацию труда, повышать квалификацию работников, что в итоге ведёт к росту производительности труда и снижению затрат на единицу производимого продукта, а далее — и к снижению цен. Но это путь трудный и долгий. Не менее сложно осваивать новые рынки и наращивать объемы продаж. Поэтому монополии, как правило, выбирают самый лёгкий путь получения большей прибыли — повышение цен. Поэтому новая модель ценообразования должна побуждать монополии постоянно повышать производительность труда.

— Параметры такой модели уже известны, или это только предмет исследований?

— Все уже есть, но, к сожалению, до сих пор не внедрено. На смену затратной модели ценообразования должна прийти новая модель, базирующаяся на производительности и стоимости ресурсов, тогда инфляционная формула цены «затраты плюс прибыль» поменяется на конкурентную, вытекающую из удельной производительности труда и ресурсообеспеченности.

— Такая модель будет стимулировать рост производительности, но что заставит монополистов снижать общие затраты?

— Так как в монопольной экономике контроль (или регулирование) затрат и цен через конкуренцию невозможен, то эту функцию берёт на себя государство, оно должно поддерживать цены на уровне, равном конкурентным ценам, и не допускать их монопольных взлётов и падений. У нас в России эта функция возложена на федеральную антимонопольную службу. Но у ФАС при господстве затратной модели ценообразования для выполнения этой функции нет прямого доступа к источникам информации монополий о формировании затрат и цен, это коммерческая тайна. Новая модель ценообразования станет тем инструментом, который позволит ФАС рассчитать конкурентные цены, не прибегая к данным о затратах монополий.

— Можете ли для наглядности привести пример, как различаются цены в монопольных и конкурентных отраслях?

— Современная статистическая информация не позволяет этого выяснить, но есть такие данные за 1996-2003 годы. Например, в конкурентной угольной отрасли расхождение конкурентных и фактических рыночных цен составило менее 5%, а в монопольной нефтяной отрасли уровень фактических монопольных цен превышал уровень конкурентных почти на 37%. Это и есть первый шаг к росту розничных цен на потребительские товары и услуги. А дальше свой «посильный» вклад в рост конечных цен внесут газовые, энергетические, транспортные и торговые монополии, и мы вновь будем неприятно удивляться росту цен в магазинах.

Стабильность цен

— В Банке России рассчитывают остановить рост цен повышением ключевой ставки...

— В принципе для снижения инфляции есть два пути. В первом случае используют денежные инструменты, повышают или снижают ключевую ставку банковского процента, сжимают или расширяют денежную базу, то есть количество денег в обращении. Это относительно легкий путь, но у него много своих издержек.

Второй вариант снижения инфляции, о котором мы говорим, надежен, дает долгосрочный эффект, но он же более труднодостижимый. Здесь необходимо увеличивать предложение товаров на рынке с одновременным стимулированием роста производительности труда. Эти два фактора взаимодополняют друг друга, придают обоюдные импульсы и создают дополнительный потребительский спрос.

— За счёт чего можно повысить производительность труда?

— Для этого всегда используется комплекс мер, включающий использование лучшей техники и технологии, организации труда и производства, повышение уровня квалификации работников, стимулирование работников за рост производительности. В каждом конкретном случае выбираются наиболее доступные меры по финансовым возможностям.

— Суммируя сказанное, можно смело утверждать, что остановить рост розничных цен в России вполне возможно?

— Да, если не остановить, то хотя бы существенно замедлить. Для этого необходимо ограничить рост цен монополий, используя новую модель ценообразования и формулу цены. Именно их использование должно способствовать росту производительности труда и замедлению, а в дальнейшем и снижению розничных цен.