— Анатолий Арсентьевич, почему у нас растут цены на потребительские товары?
— Основной вклад в рост розничных цен вносят базовые отрасли экономики (добывающие, энергетические, металлургические, транспортные), где работают крупные и крупнейшие компании. Кроме того, значительное влияние оказывают торговые монополии или мощные торговые сети, которые делают чрезмерные накрутки.
Рыночные монополии
— Что ж заставляет энергетиков, транспортников и прочих запускать рост цен?
— Это и есть главный и наиболее сложный вопрос. У нас в базовых отраслях господствуют монополии и свободной конкуренции, которая могла бы сдерживать рост цен, нет, но при этом сохраняется метод рыночного ценообразования.
— Объясните поподробнее, в чем тут противоречие.
— Это для нас, для покупателей, цена является количеством рублей, которые мы отдаем в магазине за товар, а для производителя это сумма затрат на выпуск товара и прибыли от его продажи. Такая модель формирования цен называется «затраты-плюс». Любой производитель, естественно, стремится продать товар или услугу по возможно большей цене, которая позволяет получить максимально большую прибыль. Преградой к повышению цен обычно служит конкуренция, которой в базовых отраслях нет, поэтому покупатели потребительских товаров и услуг оказываются в полной ценовой зависимости от монополий.
— Влияние конкуренции на розничные цены уже проверено в мире?
— Например, на протяжении XIX века, во времена свободной конкуренции, уровень товарных цен в Англии и США понизился примерно в два раза. В XX веке при господстве монополий в этих странах происходил постоянный рост цен, особенно ускорившийся после второй мировой войны.
Рецепт от инфляции
— Но мы не можем создать, например, вторые РЖД, чтобы возникла конкуренция в транспортной отрасли. Значит, мы обречены на бесконечную высокую инфляцию?
— Не совсем. Сейчас, какие бы методы расчёта цен и тарифов монополистов не использовались (в ЖКХ, например, используют метод экономически обоснованных расходов, метод индексации и доходности, эталонный метод и прочие), цены будут расти, так как остаётся неизменной модель ценообразования «затраты-плюс». Чтобы в монопольной экономике цены оставались стабильными, а, возможно, даже снижались — необходима иная модель ценообразования.
— Какая?
— Прибыль компаний зависит не только от цены продаж, но и от количества продаж, и от себестоимости производства. Для снижения затрат надо качественно совершенствовать производство, улучшать технику, технологию, организацию труда, повышать квалификацию работников, что в итоге ведёт к росту производительности труда и снижению затрат на единицу производимого продукта, а далее — и к снижению цен. Но это путь трудный и долгий. Не менее сложно осваивать новые рынки и наращивать объемы продаж. Поэтому монополии, как правило, выбирают самый лёгкий путь получения большей прибыли — повышение цен. Поэтому новая модель ценообразования должна побуждать монополии постоянно повышать производительность труда.
— Параметры такой модели уже известны, или это только предмет исследований?
— Все уже есть, но, к сожалению, до сих пор не внедрено. На смену затратной модели ценообразования должна прийти новая модель, базирующаяся на производительности и стоимости ресурсов, тогда инфляционная формула цены «затраты плюс прибыль» поменяется на конкурентную, вытекающую из удельной производительности труда и ресурсообеспеченности.
— Такая модель будет стимулировать рост производительности, но что заставит монополистов снижать общие затраты?
— Так как в монопольной экономике контроль (или регулирование) затрат и цен через конкуренцию невозможен, то эту функцию берёт на себя государство, оно должно поддерживать цены на уровне, равном конкурентным ценам, и не допускать их монопольных взлётов и падений. У нас в России эта функция возложена на федеральную антимонопольную службу. Но у ФАС при господстве затратной модели ценообразования для выполнения этой функции нет прямого доступа к источникам информации монополий о формировании затрат и цен, это коммерческая тайна. Новая модель ценообразования станет тем инструментом, который позволит ФАС рассчитать конкурентные цены, не прибегая к данным о затратах монополий.
— Можете ли для наглядности привести пример, как различаются цены в монопольных и конкурентных отраслях?
— Современная статистическая информация не позволяет этого выяснить, но есть такие данные за 1996-2003 годы. Например, в конкурентной угольной отрасли расхождение конкурентных и фактических рыночных цен составило менее 5%, а в монопольной нефтяной отрасли уровень фактических монопольных цен превышал уровень конкурентных почти на 37%. Это и есть первый шаг к росту розничных цен на потребительские товары и услуги. А дальше свой «посильный» вклад в рост конечных цен внесут газовые, энергетические, транспортные и торговые монополии, и мы вновь будем неприятно удивляться росту цен в магазинах.
Стабильность цен
— В Банке России рассчитывают остановить рост цен повышением ключевой ставки...
— В принципе для снижения инфляции есть два пути. В первом случае используют денежные инструменты, повышают или снижают ключевую ставку банковского процента, сжимают или расширяют денежную базу, то есть количество денег в обращении. Это относительно легкий путь, но у него много своих издержек.
Второй вариант снижения инфляции, о котором мы говорим, надежен, дает долгосрочный эффект, но он же более труднодостижимый. Здесь необходимо увеличивать предложение товаров на рынке с одновременным стимулированием роста производительности труда. Эти два фактора взаимодополняют друг друга, придают обоюдные импульсы и создают дополнительный потребительский спрос.
— За счёт чего можно повысить производительность труда?
— Для этого всегда используется комплекс мер, включающий использование лучшей техники и технологии, организации труда и производства, повышение уровня квалификации работников, стимулирование работников за рост производительности. В каждом конкретном случае выбираются наиболее доступные меры по финансовым возможностям.
— Суммируя сказанное, можно смело утверждать, что остановить рост розничных цен в России вполне возможно?
— Да, если не остановить, то хотя бы существенно замедлить. Для этого необходимо ограничить рост цен монополий, используя новую модель ценообразования и формулу цены. Именно их использование должно способствовать росту производительности труда и замедлению, а в дальнейшем и снижению розничных цен.