Федеральная резервная система США (американский центробанк) увеличила ставку. Таким образом, доллар подорожает как в США, так и во всем мире. Что это значит для американской и мировой экономик, а также для российской экономики и для рубля?
Федеральная резервная система повысила базовую процентную ставку в среду до 3,75-4%, самого высокого уровня за 15 лет. Это делает в США ипотечные, потребительские и бизнес-кредиты более дорогими, а также повышает риск рецессии. Ставку повысили сразу на три четверти пункта, четвертый раз подряд, что необычно для американского центробанка — ее изменение, как правило, не превышает четверти пункта.
Повышение ставки приводит и к подъему процента по вкладам, и к большей доходности инвестиций. В результате начинается (или усиливается) отток капитала с развивающихся рынков на развитые, что практически всегда приводит к долговым кризисам в слабых развивающихся странах, сильно зависящих от притоков или оттоков иностранного капитала.
Рост процентной ставки в США важен для всего мира, потому что доллар пока является основной резервной валютой мира.
Эксперт также отметил, что, поднимая ставку, ФРС бьет по фондовому рынку и рынку долгов, которые неизбежно снижаются. Рост доходностей по облигациям серьезно бьет по платежеспособности значительного количества корпораций. А это, в свою очередь, может вызвать цепочки банкротств. И не только в США, поскольку многие корпорации мира берут кредиты в долларах.
Поднимая вслед за США ставки, остальные страны сильнейшим образом бьют по своему экономическому росту и часто вызывают огромные проблемы на рынке ипотеки. Рост доллара приводит к увеличению долга, что часто делает невозможным продолжение кредитного договора. То же касается участия в инвестиционном проекте.
Что касается рубля, то ставка ФРС повлияет и на него, констатировал Коган — несмотря на санкции и всяческие попытки властей недружественных стран изолировать нашу страну от мирового рынка. «Дальнейшее повышение ставок может обрушить цены на биржевые товары, в том числе на сырье, — отметил эксперт в интервью aif.ru. — Прямой зависимости нет, но косвенно повлияет обязательно».
Показательно, что рынки и рухнули — следом за подъемом ставки. Но вовсе не из-за давления окрепшего доллара, а из-за странного выступления главы ФРС США Джерома Пауэлла. «Это противоречивое выступление — комментирует Коган. — Пауэлл дал понять, что уместно дальнейшее повышение ставки. Но тут же заговорил о замедлении темпа повышения. И добавил, что окончательный уровень процентных ставок будет выше, чем ожидалось ранее. 5%? 4,8%? А ФРС сегодня, очевидно, и сам не знает. Признал факт замедления экономики. Но... не дал понять, что будет как-то этот фактор учитывать».
Неслучайно бывший председатель ФРС Бен Бернанке, удостоенный в прошлом месяце Нобелевской премии за исследование о банках и кредитах, заявил сразу после награждения, что не стоит его «наследнику» использовать политику в отношении процентных ставок для корректирования рисков финансовой стабильности. «Я не думаю, что мы понимаем это (строгое регулирование) достаточно хорошо», — сказал нобелевский лауреат.