На недавнем заседании Правительство России предложило ряд налоговых изменений, которые дадут в бюджет необходимые доходы для выполнения социальных обязательств. Увеличение налога на добычу полезных ископаемых для металлургической и химической промышленности позволит тратить больше на социальные нужды и выполнить все бюджетные обязательства.
Об ужесточении налогообложения ресурсодобывающих компаний, о борьбе с офшорами и реализации запроса на социальную справедливость АиФ.ru рассказал политолог, директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
Полина Девятова, АиФ.ru: Чем, на ваш взгляд, продиктованы инициативы Минфина по ужесточению налогообложения ресурсодобывающих компаний?
Дмитрий Журавлёв: Причина — сведение с плюсом государственного бюджета. Это уставная задача Минфина. С другой стороны, поскольку недра являются всенародным ресурсом, налоги на ресурсодобывающие компании самые логичные.
— Увеличение налоговой нагрузки на ресурсные компании увеличит поступления в бюджет. Как это скажется на рядовых гражданах России?
— Появятся дополнительные средства для решения социальных задач, для повышения тех же пенсий. Может быть, для снижения прямого налогообложения граждан. С другой стороны, ресурсодобывающие компании всегда занимались спонсорством, сейчас эти спонсорские программы будут сокращены. Теперь эти деньги будут аккумулироваться у государства, которое эти деньги будет распределять по расходным статьям бюджета. Все будет несколько более прозрачно.
— Почему увеличение налогового бремени на нефтяных гигантов выгодно малому и среднему бизнесу?
— Все то же самое: нагрузка общая. Если «слоны» возьмут на себя больший вес, то «мышкам» меньше достанется.
— Куда, на ваш взгляд, будут направлены налоговые поступления, заложенные Минфином?
— На все статьи бюджета. Эти налоговые поступления нужны, чтобы на 100% выполнить бюджетные обязательства, в которые входят военные (некому, кроме федерального бюджета, содержать Вооруженные силы, а жизнь показывает, что они необходимы) и социальное направление. Кроме пенсий, социальных пособий это и детские пособия, и материнский капитал. Это весь набор социальных льгот. Пенсии инвалидам, затраты на образование и медицину, это все тоже из бюджета идет.
Все перераспределяется тем гражданам, которые в этом нуждаются. Не просто берется у бизнеса и отдается гражданам, а отдается в первую очередь многодетным семьям, инвалидам, больным людям.
— Будет ли, на ваш взгляд, Правительство и дальше внедрять элементы прогрессивного налогообложения, как это случилось с введением 15% НДФЛ на доходы свыше 5 миллионов?
— Поднимать надо. Не должен бедный человек платить столько же, сколько и богатый. А по факту больше, если рассматривать процентное отношение. Но при этом облагать нужно так, чтобы богатому все-таки хотелось оставаться в стране. Это очень тонкий вопрос.
Можно ли говорить о том, что Правительство начало реальные действия по борьбе с выводом капитала за рубеж? Имеется в виду пересмотр соглашений с Кипром, Мальтой, Люксембургом и другими странами.
Нашему правительству это делать гораздо сложнее, чем США. Мы не обладаем таким огромным влиянием на западные страны, как США. Мы идем правовым путем, но надо понять, что доходы от офшоров такие, что наши контрагенты могут пойти и неправовым путем. Это будет очень тяжелый труд. И действительно, эти соглашения — это только первый шаг. Потом нужно будет отработать механизм их реализации.
— Реализуется ли таким образом запрос на социальную справедливость, один из главных в современном российском обществе?
— Это вообще главное требование русского народа. Мы всю жизнь боролись с несправедливостью, это наша главная национальная черта. Англичане за законность, мы за справедливость.
— Какие категории граждан, предприятия должны облагаться прогрессивным налогом?
— В этом смысле Минфин абсолютно прав. Облагать высокими налогами нужно прежде всего, рентабельнее всего, то, что не зависит от самих производителей. Это и есть справедливость. На нефтяных вышках повышать, на промышленных предприятиях понижать, чтобы увеличивать процент перерабатывающей промышленности. Об этом, кстати, много раз говорил президент.